Св. праведный о. Иоанн Кронштадтский. ВЕЛИКИЙ ПОСТ [Содержание]
СЛОВО В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ
Сегодня, возлюбленные братья и сестры, предложу вам с помощью Божьею беседу на апостольское чтение нынешнего дня. В нем апостол Павел говорит о великом Первосвященнике, прошедшем небеса, Иисусе Сыне Божием, и увещевает нас твердо держаться исповедания нашей веры, т. е. не изнемогать в искушениях, скорбях и гонениях за веру, ибо мы имеем не такого Первосвященника, Который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха, и, как Сам Он пострадал до креста и на кресте, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр 2,18); потом Апостол убеждает нас приступать с дерзновением к престолу благодати, т. е. к сидящему на престоле Господу Иисусу Христу, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. И что же иное, вы, братия и сестры, делаете, собираясь часто в сей храм на молитву общественную, или приступая в покаянию во грехах и к причащению святых Тайн, как не то самое, к чему убеждает нас сегодняшнее апостольское чтение. Вы с верою и упованием приступаете к престолу благодати, чтобы получить милость от Господа, прощение грехов в покаянии и причащении божественных Тайн тела и крови Господней, освящение, подкрепление на дальнейшую жизнь, или на дальнейшие подвиги, и - обожение душ. Приступайте же, приступайте, братья и сестры, чаще к престолу благодати, да сподобитесь великой и богатой милости от сидящего на престоле всеблагого и всемогущего вечного Царя и Первосвященника Господа нашего Иисуса Христа. Но приступайте к Богу больше через земных священников, из человеков избираемых для вас на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи; прибегайте к их посредствующей между вами и Богом молитве и к совершаемой ими жертве; ибо они носят на себе сан вечного Первосвященника Иисуса Христа и совершают Его дело для вас; о, дай Бог только, чтобы совершали всегда искренне, с радением и благоговением; да и не сами собою они приемлют честь священства, но по призванию от Бога, как некогда в ветхом завете первосвященник Аарон. Чтите их и любите их за их сан, за их великое, высочайшее служение, выше всех земных служений, за спасительное, ходатайственное, боготворное служение, приводящее души, созданные по образу Божию, к Богу и к вечной жизни. Не ангелов святых, светлых, грозных, сильных крепостью, сделал Господь вашими посредниками и совершителями небесных тайн, но подобных вам людей, обложенных также как и вы немощами или грехами, и, потому снисходительных к вашим, общим вам и им, немощам и заблуждениям. Об этом и говорит, между прочим, Апостол в нынешнем чтении. “Всякий первосвященник, из человеков избираемый для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающимся; потому что и сам обложен немощью, и по сему от, должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И никто сам собою не примет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть Первосвященником; по Тот, Кто сказал Ему: Ты Священник во век, по чину Мелхиседекову. Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение. Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию; и совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека” (Евр 5,1-10). Вот содержание апостола с его толкованием, учением и назидательным приложением его к нам. В нем, повторяю, говорится о единственном и вечном Первосвященнике, Господе нашем Иисусе Христе, Который прежде сложения мира определил священнодействовать Самого Себя на крестном жертвеннике в жертву умилостивительную за грехи всего мира, всех людей. Он и принес Самого Себя в жертву Богу Отцу Своему, по воле Его, за нас грешных, в умилостивление о нас, без числа согрешающих на всякий день и час; а мы, земные, немощью обложенные священники, носим сан Христов и продолжаем благодатью Святого Духа Его великое, страшное и спасительное дело примирения себя и вас с Богом; и Он Сам через нас приносит в умилостивление о нас страшную и животворящую жертву тела и крови Своей на престол. Благоговейте же всегда перед этой жертвой и перед приносящим ее Господом; молитесь и о нас, служителях Его и ваших молитвенниках и ходатаях; поминайте Его крест, гроб, тридневное воскресение и на небеса восхождение, второе и страшное Его пришествие; и каждый, да возьмет крест свой и да последует Ему, да распинает свою плоть со страстями и похотями. Аминь.
Библиотека форума "Православная беседа": http://pravbeseda.org/library