Свт. Игнатий Брянчанинов. АСКЕТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ I. [Содержание]
ИСТИНА И СУД МИРЕН СУДИТЕ ВО ВРАТЕХ ВАШИХ, И КЛЯТВЫ ЛЖИВЫЕ НЕ ЛЮБИТЕ, ГЛАГОЛЕТ ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ
Захар. VIII, 17.
Врата: это врата души, посредством которых входят в нее различные помышления и впечатления.Ваши: одни эти врата собственно принадлежат человеку.
Судите: судия, сидящий во вратах и производящий суд — ум наш [1]: он чинит разбор, или рассматривание помышлений и впечатлений, когда они приходят ко вратам души, чтоб впустить в храм души тех, которые должны в нем быть, и не впускать тех, которые не должны быть.
Истину и суд мирен судите во вратех ваших: ум, судия, сидящий и судящий во вратах души, должен при разборе помышлений и впечатлений принимать одни истинные. Истинная мысль, истинное впечатление, то есть, истекающая от Господа, Который Един — Истина, приносят с собою в душу несказанный мир и тишину, по этому познаются, что они от Истины, от Христа, дающего ученикам Своим мир, или (что — то же) смирение, чтоб не смущалось сердце их никаким земным бедствием. Напротив того “помыслы, происходящие от демонов, говорит Великий Варсонофий, прежде всего бывают исполнены смущения и печали, влекут вслед себя скрытно и тонко: враги одеваются в одежды овчие, то есть, внушают мысли, по-видимому правые, внутренне же суть волци хищницы [2], то есть, восхищают и прельщают сердца незлобивых [3] тем, что кажется хорошо, а в самом деле зловредно. Писание говорит о змие что он мудрейший: почему непрестанно наблюдай главу его [4], чтобы он не нашел у тебя норы, и, поселившись в ней, не произвел опустошения [5]. Глава змея — начало его помысла или мечтания.
Клятвы лживые не любите. Диавольский помысл, приходя ко вратам души, старается принять вид праведности, приносит уму, этому судии, сидящему и судящему во вратах, бесчисленные оправдания, чтоб получить вход в душу. Но лживых этих уверений, этой клятвы лживой Пророк не велит любить. Не только не должно принимать таких помыслов и соглашаться с ними, но даже не должно беседовать с ними, а немедленно, при самом первоначальном появлении греховного помысла, прибегать молитвою к Господу Богу, чтоб Он отгнал врага от врат душевных [6]. Аминь.
Примечания
[1] По обычаю древних, цари и прочие начальники производили суд лично, и для такового суда избирали место при вратах города. Пример этого можно видеть в житии святого великомученика Георгия. Четьи-Минеи 23 апреля.
[2] Матф. VII, 15.
[3] Рим. XVI. 18.
[4] Быт. III, 1 15.
[5] Варсонофий Великий. Ответ 59.
[6] Святой Исаак Сирский. Слово 30.
Библиотека форума "Православная беседа": http://pravbeseda.org/library