Начало: Святоотеческое наследие |
Люблю Евангелие Твое, Владыка; потому что питает меня, когда я гладен. Жажду слова Твоего; потому что служит для меня источником в жажде. Кого хочу, созываю к снедям Твоим; и большая часть найденного мною остается в избытке. Вкушаю со многими, хотя я один. Пию со множеством, хотя мне одному источаешь благодать Свою.
Итак, чем возблагодарю Тебя, как не тем, что самого себя приведу с Тобою в согласие: желаю сего, и не могу; потому что отец мой Адам требует долга природы. Употребляю усилия, и встречаю препятствие; потому что не нахожу конца моему исканию. Другим объясняю, что сообразно с естеством; а в себе самом затрудняю волю страстями. Вижу, в чем погрешаю, и знаю; при обличении других, обвиняю себя самого.
И что ж? молчать ли мне, чтоб не быть осужденным? Но как докажу стремление свое к Тебе? Буду говорить, и не перестану. Желаю сам быть осужденным, только бы послужить мне к славе Твоей. Желаю умереть, чтоб Ты славился. Знаю, что менее буду осужден, не делая обличений согрешающим; но не перестаю обличать, чтоб доказать, что ты безгрешен. Пусть узнают Еллины силу любви; пусть узнают Иудеи расположение дружбы; потому что готов принять смерть за Тебя, хотя и не угрожают ни огнем, ни мечем, ни иными орудиями. Может быть, намерение сие уверит их, что ради Тебя я готов потерпеть и самую смерть.
Может быть, говорю, и не делаю. Ибо боюсь, что если оставишь меня, препобедит меня природа. Уверь меня, что ты поможешь мне трудящемуся, и убежду Еллинов, что перенесу наказание. Удостоверь меня, что ты помилуешь меня страждущего, и впишусь в число борцов, стану с дружинами Еллинов; потому что труба призывает уже желающих из Еллинов, возвещает нашествие из Еллады на Персов, угрожает нам наказанием с запада. Боюсь, потому что ненавидишь Ты согрешающих; но ободряюсь, потому что за них Ты умер. Страшусь, потому что гнушаешься ты людьми, преданными страстям и плотскими; но имею утешение, потому что известна Тебе немощь природы. Как Творец, знаешь, что сотворил. Как Судия, знаешь, что промыслил. Ты дал мне природу неоскверненную; но отец мой Адам, покрыв ее великою нечистотой, сделал немощною. К нечистоте присоединил услаждение суетою, и теперь невольно несу наказание. В самую природу мою внесено тление, и вот бедствую, обуреваемый в море. Помилуй меня, как Творец, будь сострадателен к моей немощи, как вочеловечившийся ради меня; не отринь по причине моих страстей, но рассей их, воззрев на стремление моего произволения. Не гнушайся по причине нечистоты, но воззри на рачительность дел. Если отвращаешься от меня по причине гнусных моих помыслов, то обрати взор на мой плач и на осуждение мною сластолюбия. Есть у меня произволение, но не знаю, есть ли и силы. Даю, что есть у меня. Если хочешь дать и то, чего не достает, воззри на мое расположение. Нищ я, окраденный змием, немощен я, связанный тлением; не имею сил, подавленный грехом. Утратил я дар Твой, и потому не имею совершенного благоразумия. Утратил я общение с Тобою; потому не знаю, куда иду. Ничего нет у меня. Если имею что, Ты, родившись, дал мне. Крайне нищ я; если же обогащусь, все это будет Твое дарование. И теперь оно Твое, и прежде было Твоим. Прошу только благодати. Исповедаю, что чрез Тебя спасусь, если только спасусь.
Знаю одного богача в Писании: но, будучи мудр и ведая Тебя, именовал он себя нищим. Если богатый приписывал себе убожество, взирая на Твою державу; что скажу или что помышляю о себе я? Знаете вы человека сего. Евангелие пересказало вам притчу, как Господь изрек о нем. Всякий труд святых бывает для человека. Господь говорит: был человек богатый, и узнав о сокровище на селе, продал все и купил село (Мф.13:44). Другой то же делает для многоценного бисера (46). И нам должно узнать, что особенного в том и другом, а также объяснить значение каждого. Оба они значат одно и то же. Но значение бисера требует краткого слова к объяснению. Почему и разберем сперва сие значение.
Драгоценный бисер, находимый в море, стоит великой цены, по самой трудности находить его. Не снедь доставляет он, но похвалу, не наслаждение питием, но добрую славу. Великое число денег обременительно; а он облегчает тяжесть. Он мал, но многомощен; удобен для ношения; не трудно уложить его на место. Легко его спрятать, но трудно найти. Таково и небесное царство; таково Божие слово, в кратком объеме премудро заключающее великую силу таин. Не в снедь предлагается, потому что оно не временное; не нищим назначено в употребление, но постигается обогащенными ведением. Из скудных добродетелию никто не может иметь его; бывает же оно достоянием совершенных.
В высоком дому есть ступени, по которым входят на верх; и в Евангелии есть разности между приближающимися к Богу. Нищ ты? оно служит для тебя хлебом к утешению в нищете. Немощен ты? оно питает тебя зеленью. Тучному дает горчицу, а у кого болит печень и кто страждет желтухою, тому подается вино. Иным предлагается вместо рыбы, иным вместо пшеницы. Для некоторых служит серпом, для некоторых же секирой. Более грубым предлагается ячменный хлеб. И нож подает оно для рукодействия, биет бичем из вервий, вразумляет жезлом, наказует тростию. Все это - ступени в Евангелии. Все это сказано в притчах. Ему известны и богатые добродетелию и нищие, известны немощные и здравые верою. Знает оно и сильных и расслабленных в благочестии. Многих убивает оно мечем, отсекая от идолов и отвращая нечестие от народа. Оно видит в тайне: потому сводит с неба огонь, чтоб открыть сокровенное и истребить вземлющееся на разум Божий. Употребляет прижигания над теми, у кого в изнеможении существенные члены, и вредные страсти отдаляет от общего состава Церкви. Для недужных оно врач; для подвижников мздовоздаятель, для противящихся судия, для неправедных отмститель. Оно бывает попечителем бедных, промыслителем для вдов. С мучителями обходится как царь, к смиренным приходит как брат, странников встречает как домашних, и сирот как отец. Кто злословит по неведению; тем кажется оно невежественным. И хотя само в себе одно, но бывает всем этим; потому что может все, что ни захочет, и всякому дает полезный совет. Посему-то много в нем притчей. Посему-то различны значения. Ибо во всех изображается один и тот же Неизменяемый, но подобно многострунной лире, различными способами достигающий полезного для всех. Знаю человека, который вместе врач и плотник, кузнец и домостроитель, приставник дома и земледелец, надзиратель и учитель, серебрянник и горшечник, повар и купец, и знает все иные художества. Но занимаясь которым либо одним из художеств, не изменяется в своей природе. Кольми же паче неизменяем будет Бог, производя многое и избирая различное?
Говорю же сие в предотвращение возражения, будто Господь и человеком явился также образно, как во многих других своих действиях. Иное дело - естество, иное - знание; иное - образ, иное - ипостась. Строителем и земледелателем, скудельником и кормчим, победителем и подателем необходимого бывает один и тот же; и не для каждого знания рождается, но родившись единожды, с помощью упражнения производит требуемое каждым из сих искусств. Человек, родившись, чтоб произвести еще человека, не упражнением достигает сего, но по естеству производит совершенного человека. Сын Божий не чрез упражнение научился, как явиться человеком, но с помощью естества восприял на Себя человека, чтобы стать тем, чем не был, и среди человеков быть человеком.
Говорю сие против Маркиона, который подобные бредни внушал ученикам своим. Обращаю речь к Манесу, который хуже Маркиона рассуждал о восприятии человечества Сыном Божиим. Предлагается нам на среду бисер. Пусть скажут еретики: откуда он и как рождается? В нем для меня сокровище доказательства, его вместо рукописания предлагаю должникам, своим противникам. Пусть объяснят нам рождение бисера. Пусть докажут, что он имеет только образ, а не самую действительность. Известно, что скажут. Но и я знаю, какой предложить вопрос. "Рожденный по естеству, без телесного совокупления, говорят, не может стать человеком. Если бы сотворен был как Адам, то имел бы человеческую ипостась. Но если родился от Девы без общения с мужем, то восприял на себя образ". Умолкну пред вами, еретики. Есть кому отвечать за меня. Я безмолвствую, говорит за меня бисер. Скажи же, как ты рожден? Объясни естество свое; и пристыди еретиков. Докажи свою существенность и рассей утренние грезы. Пусть раковины скажут о рождении бисера; пусть говорят об его зачатии. Пусть слизни, живущие в водах, будут учителями людей, которые думают о себе, что ходят по небу. Пусть у бессловесных и даже у неодушевленных учатся возмечтавшие, что знают естество Пренебесного. У кого нет ни закона, ни уставов, от тех пусть примут закон предписывающие законы. Несносен для меня стыд, какой падает на ереси: потому что у Бога требуют отчета в силе его, и допытываются узнать способ Божественного его действия. У Бога требуют отчета должники греха: потому что усиливаются исследовать делания неизъяснимого естества. Осужденные судят судию, не зная, как дать ответ за себя. Если постигнете непостижимое, то оно уже не будет непостижимым. Если уразумеете Божественное, то оно уже будет не Божественным, но обыкновенным. Если дознаетесь Неведомого, как называет Апостол (Деян.17:23) Бога, то ведение ваше - упразднение Божией силы.
Представляю в пример то, в чем могу объяснить естество. Постигаю способ с помощью некоторого подобия, но не раскрываю силы действия. Бисер есть камень, образовавшийся из плотей; потому что бисер происходит из раковин. Посему, кто не поверит, что и Бог от тела рождается человеком? Бисер не от сообщения раковин происходит, но от срастворения молнии и воды. Так и Христос зачат Девою без плотского услаждения. Святый Дух из состава Девы образовал восприятое Богом. Рождается бисер, а не животное живущее в раковине, рождается, а не как дух является в каком либо образе. И Христос не срастворен Божеством, не простый человек и родился не как бы в духовном образе срастворенный беспримесным Божеством. Бисер рождается как существо, но не рождает другого, подобного себе камня; так нет иного Христа, кроме рожденного от Отца и родившегося от Марии. Не образ только имеет сказанный камень, но и действительное бытие; так и Сын Божий родился в ипостаси, а не в образе только. Двух естеств причастен многоценный бисер, чтобы показать собою Христа; потому что Он - Слово Божие родился от Марии человеком. Не новое стал иметь естество, потому что соделался не другого какого рода живым существом. В совершенстве имеет двоякое естество, так что не утратил двух естеств. Не первое естество - Бог одно явилось на земле, и не второе - человек одно взошло на небо. От совершенного совершенный и от человека человек, от Бога Бог и от Девы Христос. Плоть не уделила себя Божеству, человеческое естество не обременило естества Божеского. Не унизилось Слово союзом с воспринятым, так чтобы утратить, что имело, и стать тем, чего не имеет. В совершенстве Слово имеет то, чем было, и в совершенстве же имеет воспринятое. Срастворение не сделалось слиянием. Не тело сопряглось с телом, но человек соединился с Божеством. Вино и вода, по смешении их, теряют природу; но вино и золото, по смешении обоих, удерживают свою природу. Бог покрывает Собою воспринятое, как золотая стамна манну. Слово Божие скрывается в воспринятом, как стамна в кивоте. Внешнее делается внутренним и внутреннее внешним, чтобы доказывались и единство и ипостась. Восприятое не манна, но соединяется со стамною, не как облекаемое Божеством, но как имеющее в себе Божество, подобно бисеру, который бывает от молнии, заключенной внутрь воды. Уразумей чин молнии и воды, и удивляйся притчам Христовым. Разбери, как несовершенная плоть служит бисеру, и уверуешь, что Христос действительно родился от жены. Животное, живущее в раковине, которое не стоит и овола, породило камень, который дороже многих талантов золота. Так и Мария родила Божество, несравнимое со всею тварию. Раковина, зачавшая бисер, не чревоболела, но ощутила только в себе приращение. И Мария с радостию зачала Христа, ощутив в Себе снисходящее естество. Животное в раковине, и зачав и родив, не подверглось растлению, потому что родило совершенный камень, не подвергшись чревоболению; и Дева зачала нерастленно и родила не болев. Бисер не только зачат, но и возрастал с продолжением времени, пока не возмог и вне раковины показать свое существо; для произведения существа нужна была плоть, и к усовершению оного содействовало вещество питательное. В пустоте раковины бисер сокрыт был как в утробе, и для усовершения бытия как бы привит был к естеству животного. Возрастал при помощи естества животного и приобщился качества естества зачавшего. Родился Сын без плотского семени, природа принесла плод - Сына без мужа, без содейственника чадорождению. Какие великие тайны! какие пренебесные догматы! Природа породила не свое; родился Сын, не зачатый от мужа. Дева - матерь, природа - источник, утроба - питательница, отроковица - содейственница! Восприятое имеет качества естества, рождение произошло по достижении полноты, определенной естеству! Родила одна жена без мужа, потому что Рождаемый был чужд тления. Родила Дева, потому что Он источник чистоты; не познав сласти, послужила Она деторождению, потому что произвела Побеждающего страсти.
Посему, как же допускать, будто воспринят только образ Тем, Кто стал причастным и естества, и сущности, и времени рождения? Как же произошел человек, во всем испытавший естество, кроме тления и болезней рождения? Мария ничего не потерпела как жена, рождая не чревоболела как дева. Она не чужда была Рождаемому, потому что имела с Ним общение, доставляя Ему питание. Она стала матерью чуждого Сына, сообщив Ему восприятое. Христос возрастал в утробе, не имея в том нужды по Божеству. Он стал Сыном жены, пребывая Божиим Сыном. Познал Марию матерь; но в Ней Божеством объято человечество. Стал Сыном послужившей, потому что не только верою она показала свою готовность, но и естеством содействовала воспринятию.
Если Слово восприяло только образ: на что было нужно естество? Если произошел только по видимости: на что была нужна жена? Если прошел как чрез трубу: на что было нужно время и зачатие? Для чего Он вселяется в Деву, если бы имел произойти без участия естества? Если родился таким, каким с неба вселился в Деву, почему не прямо с неба явился на земле? Если Он не восприял на Себя человеческого естества, то почему не прямо из воздуха явился людям? Если Он имел в Себе все, что нужно для домостроительства, то что Ему еще заимствовать от естества девического? Бог не делает излишнего и не посмеивается. Но излишнею была бы Мария, если бы Христос пришел в призраке. Посмеивался бы Бог, показав людям рождение при яслях. Убедительность сих неотразимых доказательств пусть послужит к обличению лжемудрований. Я знаю Истину - Христа; и рассматривая бисер, удивляюсь Ему, как Богу, от Девы восприявшему человека.
Имею и другое доказательство действительности Его воплощения, именно возрастание до совершенного возраста. Если Слово имело один образ, то облеклось как одеждою; но укажите одежду, которая бы возрастала. Если Христос пришел в призраке, покажите ризу, которая бы прибывала и делалась светлою, а не ветшала. И если Христос пришел в призраке, то как из младенца возрастал в состояние совершенного мужа? Возрастание свидетельствует о зачатии и зачатие о возрастании; как одно не было мгновенно, и другое не преступило определенного природою времени. Призраки не имеют ничего общего с естеством, но, как одежды, суть изобретения искусства. Какая же нужда была в естестве, когда Христу служило орудием искусство? Какая была нужда в зачатии от жены, когда б состав телесный происходил не от живых человеков, но мог быть найден в земле? Божескому естеству послужила Дева; потому и сообщила Ему чистое естество. Если для служения требовалось действительное участие, человек мог его совершить. Если же служение было призрачное, это значило бы, что Божество пользовалась человеческим искусством.
Утроба Девы послужила Божеству, и за готовность послушания прияла Она в награду безболезненность. Предложила в служение такое естество, которое должно было болеть, и прияла его неболезнующим. Принесла дар немощный, а прияла его крепким. Принесла в дар утробу удобоболезненную, и прияла ее неповрежденною. Врач, восприявший от Нее природу, за сие восстановил ее здравою. Не человек был требовавший Девы для чадорождения, но Бог. Посему сообщил естеству то, чего оно не имело, дабы показать, что пришел не повредить естество, но соблюсти невредимым. Рождаемый был бисер; потому, рождаясь, исшел без болезней и мук. Он не был груб, подобно чему-либо земному, не был текуч, подобно чему-либо влажному; это был младенец, в котором под простым естеством сокрыт был совершенный Бог. Посему Дева, силою Пребывающего в Ней, родила естественно, но ничего не потерпела. Печать девства не нарушена ни зачатием Христовым, ни рождением.
Необходимость заставляет меня продлить слово и подробным объяснением доказать еретикам, что Христос родился человеком, а не в призраке явился. Мы как зачинаемся с растлением, так и рождаемся с болезнями. Но Христос не так родился: Он рожден безболезненно, потому что зачат не растленно. В Деве облекается плотию, но не от плоти, а от Святаго Духа; потому родился от Девы; ибо Дух разверз утробу, дабы исшел Человек, создавший естество и сообщивший Деве силу возрастить Его, Дух вспомоществовал при рождении непознавшей мужнего ложа; потому рожденное не нарушило печати девства, и Дева пребыла без болезней.
Знаю, что многие получают назад лучшее, нежели что сами дают. Когда берут что художники, тогда полученное в неисправном виде возвращают в исправном виде. Тем паче Бог, заимствовав здравое, возвратил не худшим, но лучшим. Посему, заимствовав нерастленное естество, родившись чрез оное, соделал его непричастным страданий. Цари дают преимущества городам, в которых вступили на престол, или родились. Ужели же Сын Божий Деве, соделавшейся материю Его, не сообщил бы девства, тогда как мог? Иные землевладельцы отыскивают источники и умно придуманными средствами улучшают качества вод и растворения воздуха. Не тем ли паче Христос мог исправить и то, что, по-видимому, затруднительно было для естества, и как единственный из человеков мог сделать, чтобы родившая матерь осталась единственною из многих. Как един Христос родился от Девы, так надлежало, чтобы и родившая Его Мария одна пребыла Девою, соделавшись матерью без болезней рождения. Собственное твое естество да не ослепляет тебя до неверия Божеству. Страстное тело твое да не совращает твой ум, чтобы укорять тебе естество человеческое. Христос пришел не страстям поработать, но истребить грех. Не для того облекся в тело, чтоб посмеяться над естеством; Он не уклонился от восприятия, чтобы принять, как вы думаете, только образ. Если бы кто думал при посредстве только образа сделать что-нибудь достойное удивления, то конечно еще более сделал бы посредством самого естества. Если Христос почтил образ естества; то прекрасно естество, удостоенное чести Божеством. Если пришел Он в образе для исправления, то тем более достойно удивления естество образа, которое может быть действительнейшим к исправлению. Если же образ ни к чему не мог содействовать, то без него надлежало совершить предположенное. Если ничего не мог совершить, явившись только в образе, то напрасно облекался бы в бесполезное.
Обратите внимание на бисер, и не вдавайтесь в заблуждение; ибо не перестану продолжать обличение, пока не вразумлю возражающих. Смотрите, это - не призрак, но действительная вещь, и почудитесь сотканию вещества. Сей многоценный камень неделим; так восприятого никто не отделит от Божества. Молния и вода пришли в согласие; две противоположности сочетались. Как же ты не знаешь того, что у тебя в руках, и любопытствуешь знать о том, чего у тебя нет? От огня молния и огонь: потому и светит и жжет. Из воды раковины, и от воды растут. Как же молния не пожгла тела в раковине? Каким образом существенно соединились вода и огонь и не повредили друг другу? Ты не можешь сказать сего; но принужден верить тому, что видишь и что осязаешь. Пусть природа, которой не умеешь объяснить, будет для тебя свидетельством, что Сын Божий рождается безсеменно. При существенном вступлении в согласие двух противоположностей, в том и другом естестве, видимы ипостаси.
Предупреждаю ваше возражение. Знаю, что некоторые из вас говорят: "Бог не рожден, плоть видима. Бог бесстрастен, естество страстно. Как между такими противоположностями произошло согласие к составлению одной ипостаси?" У тебя есть бисер истолкователь и изъяснитель всего сказанного. Огонь означает Божество, а вода - воспринятое. Не вода восприняла молнию; потому что она тяжела и не восходит до превыспренности огня. Молния, низлетев, соединилась с водою, и раковина, как бы смутившись, заключила в себе вступившие в соединение огонь и воду. Теплота телесная присоединилась к привзошедшему, а твердость сомкнувшихся створок нежное предохранила от разлияния. Естество чрез соединение возращало, что было в нем заключено; с течением времени, вода и огонь стали бисером. Так и Евангелие говорит, что Дух Господень найдет на Деву (Лк.1:35). Для чего? Чтоб получить Ей силу, вместить в Себе Божество; и сила Вышняго осенит тя. Молния пребудет в твоем естестве; потому что раждаемое тобою свято, наречется Сын Божий. Не сказал: рожденное снова родится; не сказал: раждаемое силою или Святым Духом, но: раждаемое тобою [1], в доказательство, что естество Девы служит Божеству, и что восприятое в Ней и от Нее сопряжено с Словом и Богом. Если бы не сказал: раждаемое тобою, то, может быть, в праве были бы мы подумать, что Слово восприняло только образ. В некоторых списках нет сего слова: тобою. Но если, еретик, и нет слова тобою: смысл сего присовокупления заключается в сказанном: тем же и раждаемое, что означает присоединение воспринятого. Зачатием доказывается действительность естества и отвергается мысль о призраке. И речь Архангела подтверждает, что божество осенило Деву не для чего иного, как для того, чтоб родился человек; потому что Господь мог мгновенно явиться целой земле, если бы не вознамерился пожить с человеками, действительно соединясь с человеком.
Вглядись в бисер и найдешь указание на два естества: в его блеске указание на Божество, в белизне - на воспринятое. В белом видишь блистающее: в совершенстве воспринятого усматриваешь обитающую в Нем силу. В твердости бисера указание на человеческое естество; в гладкости указание на небесное происхождение; в воде, вошедшей в состав его, указание на земное естество, в огне - на ипостась Божества. Есть много и других предметов, в которых из двух бывает одно; но они не рождаются как бисер, и не составляются из огня и воды.
Однако же смотри, и не во всяком бисере ищи себе образца; ибо не всякий есть настоящий бисер, и имеет в себе сказанные нами совершенства. Много таких бисеров, в которых большая часть тускла. Одни раковины живут в глубине, другие в местах мелководных, любят грязь, поглощают разную нечистоту, редко содержат в себе добрые бисеры. Есть и другая причина несовершенства бисера: если время его рождения не достигло своей полноты, то, преждевременно происшедши на свет, оказывается каменистым; почему многие и из глубины добытые бисеры не одобряются. Если бисер не достиг совершенства, то не годен. Ибо по большой части находят только раковины, и вынимают из них бисер. Совершенными же называются только те, кои достигнут полного возраста; и совершенно образовавшись в силу естества, не вынуты из раковин, но сами рождаются; такие бисеры имеют великую цену.
А если желаешь узнать, что и морские животные суть вода, то читай закон и услышишь, как Бог свидетельствует, что повелел водам с прочими животными произвести и живущих в раковинах; ибо это пресмыкающиеся в водах. Бисер происходит из нечистых животных: и Христос родился от естества, подвергшегося нечистоте и имеющего нужду в очищении Божиим посещением. Как молния проницает все, так и Бог. И как молния озаряет сокровенное, так и Христос очищает и сокровенное естество. Он очистил и Деву, и потом родился, дабы показать, что, где Христос, там проявляется чистота во всей силе. Очистил Деву, предуготовав Духом Святым; и потом утроба, став чистою, зачинает Его. Очистил Деву при Ее непорочности; почему и родившись, оставил Девою. Пред восходом солнечным все делается световидным. А если солнце, выходя наружу, все озаряет собою: что произведет оно, всецело заключенное в храмине? Если Христос, озарив Павла с небес, обратил к благочестию, и волка сделал овцою, гонителя Апостолом, бесчеловечного сердобольным, и непокорного благопокорным, то не тем ли паче Божие Слово, внутренно пребывая в Марии, соделывало Ее чуждою всего нечистого и плотского? Приял залог - веру Отроковицы, и благодать не только преклонилась к Ней, но по справедливости сообщила Ей силу нетления. Вера принесла в дар естество, а благодать, восприявшая его, не попустила уже прикоснуться к нему тлению, но усвоила себе, как царь, взявши себе в собственность сосуд простолюдина. И стала Мария не женою, но девою, по благодати. Не говорю, что Мария стала бессмертною, но что, осияваемая благодатию, Она не возмущалась греховными пожеланиями.
Люблю евангельский камень; потому что стал пищею душе моей. Дивлюсь бисеру; потому что беседует со мною о том, что повествуется о Христе. Предложил я притчу, потому что сообщила мне сугубое ведение. В ней познал я растворение естества и силу Божества. Я понял согласие противоположностей и изменение естественного порядка. Вижу, что два века сведены в единый союз; благодать запечатлела согласие и не нахожу способа отделить одно от другого. Понимаю различные силы, но круглота бисера не дает мне понять, как они сочетались. Отвсюду он ровен; и Христос отъял неравенство, и как художник сомкнул два века, и никто не может их разнять. Створки у раковин разнимаются, но размеры у бисера неразличимы: те подлежат раздробленно, а он нераздробим: в этом ты можешь видеть две скрижали закона и единообразный, многоценный указатель Евангелия. В законе - земное, в Евангелии - небесное. Вот раковина и бисер, которые сочетал Христос. При помощи благодати восходя до рождения, и вникая в естество мысленного бисера, познал я силу, уразумел союз, постиг естество. Желаю уразуметь также искусство Премудрого Зиждителя.
Уразумеваю, что Зиждитель есть делатель и познаю, что возделывает Он не землю, но согласие естеств. Не сеять и жать предприемлет, не грозды обирает и влагает в великое точило. Человеческому естеству дает Он взаем Сына, чтоб в рост за Него принять власть над всякою душою. За сей долг укрепляет за Собою всякую земную пажить, и по кратком обращении делается Господином всех, не только как Создатель, но и как Искупитель. Не только как Бог, но и как искупающий из работы, дает бисер, чтоб не утратить в естестве и самого овола. Дает Сына, чтоб подчинить раба. Какое великое человеколюбие! какое отважное предприятие - вверить бисер раковине, и за овол отдать на поругание драгоценный камень!
Видишь ли человека купца? Понимаешь ли, кто сей продавший все, чтоб купить бисер? Познаешь ли, как сей богатый владелец отдает все, чтоб приобрести село, и на нем сокровище? Это - Отец, чрез Сына покупающий все годное в человечестве. Он продал все земные свои стяжания, чтоб купить ту ниву, которую Сам создал и отдал Адаму, а сей утратил ее пожеланием суетного. Покупает село не для того, чтоб воспользоваться землею, но ради сокрытого сокровища. Что ж значить село? - Тело человеческое; а сокровище - душа. Итак, ради души, которую сотворил Он по образу и подобию Своему, продает все и посылает Сына купить сие владение. Мучитель не продал бы Божеству, если бы Оно не носило на себе человечества. Он знал могущество и боялся перепродажи. Но продает человеку, зная его немощь, зная, что, когда захочет, силою обмана отымет и владение и сокровище. Итак посылает к мучителю Сына, и говорить ему: "отдай ему все прочие владения, о которых нет спора, что они Мои. Один человек своим произволом делает владычество Мое сомнительным. Но за исповедание и отрицание имеет в себе сокровище уподобления Богу. Поелику в том Моя слава, чтоб не утратить что создал Я на служение Себе; то отдай ему скотов и всех бессловесных, освободи только человека. Предоставь ему свиней в стране Гергесинской и купи село и сокровище, избавив человека от власти демонской. Свиньи, ослы, волы и львы не приносят славы обладающему ими. Человек приносит в дар великое, потому что жертва его не из чего-либо тленного и снедного, но из небесных сокровищ". - Вот что значит село, вот что значит сокровище! Покупающей - Отец; посредник - Христос. Он пришел, как странник; купил, как купец; вступил во владение, как Владыка. Ибо Он и Отец Божеством едино суть. По естеству воспринятому вступил во владение, был посредником при уплате, купил, преодолел силою, взял село; а мучитель и не знал, что продал вместе и сокровище. Христос взял человека, как раба; а враг и не знал, что продал с ним и скот его. Христос овладел человеком и вместе взял на Себя и принадлежащее рабу. Все бессловесные были порабощены Адаму. Враг думал, что, взяв их, имеет в своей власти за тело Адамово. Но они пошли за проданным властелином, признавая естественное владычество. Мучитель продал и человека и всех бессловесных, потому что человек в своем произволении принес их в дар Богу; посему-то, наконец, с Израилем приобрел Он все народы. Купил Христос село на кресте, дав в цену святую кровь. Вступил во владение пажитию, когда воскрес; изгнал мучителей и приставил своих. Селом стала вся земля, а сокровище - сокровенные на ней святые. Взял видимое владение, чтобы, когда захочет, взять и сокровенное богатство. Вступил во владение пажитию живых, но взял вместе и невидимых мертвецов; согласился не брать пока сокровища, чтоб взять в день общего воскресения. Удалился не на долго, приставив стражей к сокровищу и смотрителей к селу, чтобы, когда повелит, сокровище представлено было Царю в воскресении. Сокровище положено в скудельном сосуде; ибо место действия - село скудельничье. Бог сказал Пророку: сниди в село скудельниче (Иер.18:1). Какого же скудельника, как не Бога? Ибо Он сотворит воскресение на селе том. До скончания века претворяет село в брение телами человеческими; по окончании обожжет сосуды, т.е. тела святых благодатию, тела грешных огнем геенским.
Претворение бисера уже было; потому что он не остается зарытым на селе, но тотчас поемлется купцом. Это начаток креста; потому что и Один воскрес, так как Один и куплен (ηγόρασθαι). Купил же бисер не по смерти, потому что крестом обратил в бегство крепкого, победил его и потом взял вооружение его, и расхитил его добычу. Посему говорит: область имам положити душу Мою, и прияти ю (Ин.10:18). Поелику имел власть над смертию и прежде, нежели сам умер; то казалось, что бисер обладается не столько врагом, сколько естеством. И пока еще был на земле, сделал договор. Наградою Ходатая стал бисер. Ибо скудоумный не узнал Владыку, и презирал Его. Христос взял награду: взял село, взял и цену села; потому что неразумное естество последовало за тем, кто был вождем с самого начала. Имеет власть над живыми на селе. Имеет владычество над мертвыми в сокровище. Имеет восприятое, увековеченное в бисере. Имеет залог, благодать Святаго Духа, помазавшую тело Христово на борьбу с мучителем. Ибо сие назначил за победу Отец и дал в награду Победителю.
Остановимся на сказанном выше и в начале, чтобы в кратком обзоре заметить все подробности, как должно. Бога Отца наименовало слово земледелателем, зиждителем, купцом, скудельником, ходатаем и заимодавцем, мздовоздаятелем и щедролюбцем. Велико поистине слово Господне: в двух изречениях заключило такую силу ведения [2]!
И Евангелие также может быть названо бисером: потому что в немногих письменах объемлет такую силу таин, и на бедной хартии содержится небесное ведение. А еретики говорят, что Сын Божий погнушался приять на Себя естество человеческое. Бог вверил небо хартии; а Сыну не принять на Себя естество человека! Не говорю, что и то и другое равно между собою; но показываю, что Отец благ к нам, кроток и любвеобилен. Не в призраке явился Христос ныне; Божество не удовольствовалось жалким призраком, чтобы жить в нем на земле. Естество земного владыки воспринял на Себя Владыка естества, чтоб укрепить за Адамом утраченное им по обольщению. Если в призраке явился Христос; то и сыном Божиим был в призраке. Смотри, до чего ниспадают еретики. Они в опасности вовсе отрицать бытие Христово. Заметь неразумие: у него есть только язык, и нет ума; оно говорит, что хочет, а не понимает, что открывает следствие. Представляю заимодавца Бога, и покажу тебе, еретик, как в Деве возделал Он бисер. Еще покажу тебе, как Делатель в заем естеству дал Божество. Хочу показать и то, как купец, взяв в сообщество с собою человека, у которого был овол, сделал его богатым, так что долг уплачен, и человек почтен, и в непоколебимой власти имеет у себя царствие Божие. Обнищавшее естество прияло в себя Бога и вступило в борьбу с мучителем. Сын принял участие в совете Отчем; и пролил пот, чтобы в купле не дать места греху; возвысил цену благодатию. Грех льстил страстям, а Он одержал верх над грехом. Показал мучителю природу и дал ему повод думать, что имеет он дело с человечеством. Показал человеку милость Отца, возвестил о скорби умных Сил и о вражде с земным. Убедил искать примирения, стал посредником мира, обещал примирение, указал способ, а именно, что мир будет приобретен крестом, и устроил дело так, что раб притек ко Владыке, сын познал Отца. Став защитником в борьбе с мучителем, утвердил владычество за Отцем и раба действительно освободил от горького мучительства.
Послушай, наконец, и об искусстве земледелателя. Ибо у Христа в каждом Его звании свой способ действования в отношении к человечеству и брань со грехом. Посему не почитай странным разнообразного толкования. Бог есть источник различных совершенств. Он как бы сраспростирается, в какой мере достает у кого сил, и как бы расширяется, сколько и когда может кто уразуметь. К естеству Девы привил Он Божество, и как бы в некоем отверстии сокрыл Своего Сына, чтоб восприятием человека, приобщившись качества, соделать естество общим. Посему Мария для Отца стала древом, для Сына матерью, а для человеков источником вечного живота и востоком нетления. В привитии связкам соответствуют пророческие свидетельства; отверстию - согласие естества. У земледелателя есть свой нож, очищающий и делающий гладким, - это предуготовляющаяся сила Святаго Духа. Есть и в древе способное к принятию совершеннейшего естества; это вера святой Девы-Жены. Не сомневайся, человек, в рассуждении сказанного; потому что невидимое усматривается верою. Без недоверия принимай повествуемое, сам по себе зная, каково состояние невидимого. Если бы в тебе не было души, то глаз не видел бы, ухо не слышало, гортань не ощущала вкуса, руки не действовали. Следовательно, все делает душа, но содействует и тело. Так при изумительных делах Божиих представляй себе, что Божия сила всем управляет с неизреченным разумом. Земными искусствами и достоинствами хочу уверить тебя касательно рождения. И не для того объясняю разными способами, чтобы из многих, хотя одним достигнуть успеха, но для того, чтоб, приписывая Премудрости многое, доказать неистощимость средств у Божества; потому что во все времена Своим особенным способом противоборствовало Оно греху. Так в рождении; но иначе по рождении, другим образом при возрастании, и инаково в мужеском возрасте. И надобно по порядку рассматривать, каким образом каждый способ соответствовал своему времени. Но поверь сказанному; потому что и сам Спаситель сказал: Аз есмь лоза, вы же рождие, и Отец Мой делатель (Ин.15:1.5). А я тебе и из искусства представлю подтверждение сказанного. К миндальным деревам прививают почки лучших дерев; другие же прививают и листья; подобным образом поступают и с виноградными лозами. Посему, что невероятного, если Бог подобное сему искусство употребил и для невидимого, и как бы привил к Слову воспринятое, или к воспринятому Божество? Впрочем, Дева родила не от сообщенного Ей семени. Да не будет сего! Напротив того, Она предала Свою невозбужденную сущность. И премудрость создала себе дом из камней необсеченных. При построении не было слышно звуков железа; потому что рождению Мариину не послужил муж, послужило же одно девство. Самородные были камни, не приготовленные руками человеческими. Так и в Марии берется самородное восприятие, извлеченное из естества нашего чистейшею Девою. Как из земли взятые камни, восприятое возрастало с помощию естества, и Божество, по причине чистоты естества, пребыло неоскверненным. Храм построен был без железа. Христос родился без истления и болезней. Единая земля послужила, как и единая Дева зачала. Земля доставила камни не от иного какого-либо взятые, но сама от себя дала их без труда и испытания. Так и в Деве никто не содействовал восприятию, не от Нее заимствовано. Иначе Она была бы питательницею, а не материю, хранительницею залога, а не источником совершеннейшего чадорождения. Евангелие наименовало Ее Материю, а не питательницею; но и Иосифа наименовало отцом, хотя нимало не участвовал он в рождении, наименовало же не ради Христа, но ради Девы, чтобы не почли Ее родившею от блуда, как осмелились говорить Иудеи. Наименование не дает природы; и мы называем отцами старцев, которые не родили нас. Природа дала наименование, а время сообщило честь; потому что залоги обрученных - Девы и Иосифа дали право и не родившего именовать отцом. Пальмы мужеского пола, приосенив пальмы пола женского, делают их оплодотворенными, не смешиваясь с ними и не сообщая им никакой сущности. И некоторые из смоковниц, даже здоровых, не приносят плода, а именно, которые растут не под сенью смоковниц мужеского пола. Поэтому, как сии растения и не рождая именуются отцами; так и Иосиф назван отцом, не быв мужем Девы. Великое таинство! Всю тварь надобно призвать к исследованию. И еще более естество разумения должно приступить к свидетельству. Ибо совершившееся выше всякого разумения. Почему же всякому разумному естеству не приложить от себя доказательств? Рождаемое - Бог, и все да престанет на служение Ему; Бог родился человеком: всякое естество должно предстать и дивиться Творцу. Да изумляются тому, как все устроил Он. Да уверятся, что невозможное по естеству возможно для Него. Да уразумеют, что, если что Ему угодно, то и бывает, и нет Ему нужды в естестве. Да вразумятся Еллины, что все сотворил не потому, что было вещество, но потому, что восхотел. Да убедятся, что без вещества произведен и мир и все в мире. Ибо вот без сочетаваемого естества произвел человека, который объемлет в себе и невидимый и видимый век.
Не достанет одного меня к изъяснению. Пусть вещают со мною и природа, и искусство, и умственные произведения. Пусть говорит небо, представившее в свидетели звезду, которой не прияло оно от Зиждителя вместе с солнцем и луною. Пусть эфир свидетельствует молниею, представив в раковинах подобие имевшего быть рождения от Девы. Земля да вопиет о сокрытом в ней сокровище, море - о бисере, еще не явившемся. Земледелие, строительное искусство, тщательность купцов, изобретательность рыбарей, совет царей, ополчение военачальников, восклицание народа, приношение мудрецов, проницательность звездословов, смятение мучителей, злоумышление злонравных иереев, исповедание младенцев, пророчество пастырей, - все да соберется свидетельствовать о рождении Бога, чтобы хотя сим уверились еретики, что Христос явился не в призраке, но в естестве человеческом родился от Девы.
Иудеи говорят: "не верим, что Бог жил с человеками, как человек". Но верят они, что Бог заключался в божественном кивоте. А что больше, кивот или человек? Если веришь, что Бог был в кивоте, то почему не веришь, что Бог пребыл на земле среди человеков? "Мы не верим, что, будучи Богом, Он распят". Почему же не веришь, что кивот, в котором был Бог, пленен был иноплеменниками? Как кивот, по-видимому, подвергся бесчестию; так и Бог-Слово, будучи бесстрастен, терпел поругание в воспринятом естестве, когда был распят. И как кивот у иноплеменников поразил и низложил Дагона; так Христос на кресте обратил в бегство диавола, вразумил хулителей и не верующим сообщил невольное ведение Божественной силы Своей. - Не верите, что Христос, умерши, в третий день воскрес? Почему же верите, что Иона, по трехдневном пребывании во чреве китовом, вышел здравым и невредимым? Не верите, что Дева родила человека и Бога? - Почему же верите, что великолепный храм построен был из нетесаных камней (3Цар.6:7), что во все время сооружения не было в действии железо, и однако же он был прекраснейший из всех зданий и храмов? Несносно для меня ослепление Иудеев; потому что владеют доказательствами и не веруют. Несносно для меня неразумие еретиков; потому что верят Еллинам и не верят божественным Писаниям. Если не был построен без железа дом на служение Богу, т.е. храм; то Христос пришел в призраке. Но если и доселе существует основание храма; то не спорьте, но веруйте.
А я готов и умереть за сию веру. Причтите меня к Еллиннам, если не желаю умереть за Христа. Что до моих сил, то боюсь смерти: но упование мое - Христос. Сам по себе страшусь, но о Христе дерзаю. Он - бисер, а я - брение. Он - сокровище, а я - пепел. Он - жизнь, а я - смерть. Он - правда, а я - грешник. Он - истина, а я - ложь; потому что из любви к суете произвольно утратил истину. Он дал мне естество, и я привел его в запустение страстями. Он даровал мне достаточную волю, а я соделал ее скудною, связав грехами. Он снизшел на море, и не взирая на многие опасности, извлек оттуда бисер. Божество соприсутствовало в искушениях, и воспринятое Им вознесло от земли на небо. Он много трудился на селе и трудился на кресте, чтобы во гробе, открыв сокровище святых, присвоить Себе. Потрудимся и мы, чтоб стать участниками в купле Спасителя нашего Иисуса Христа; потому что Ему подобает слава, честь и поклонение с безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и благим, и животворящим Его Духом, ныне и всегда, и в беспредельные веки веков. Аминь.
Примечания: Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2. Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, сс. 273-296. // Творения иже
во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев
Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
1. Слово: Тобою - εκ σου встречается во
многих древних переводах Н.З. (Сирск., Ефиоп., Вульг. и др.), в писаниях
некоторых отцев (Григор. Чудотв., Епифан., Афанас. Алекс., Златоуста, Дамаскина)
и в рукописях греч., о которых упоминает Шольц и Маттей (N. T. Graece Scholz
1830. Matthaei Evang. Lucae. 1786).
2. Вероятно, преп. Ефрем под
двумя изречениями разумеет две притчи: о селе и о бисере, о котором упомянул он
в начале и которые изъясняет в сем слове.
Copyright © 2001-2004, Pagez,
webmaster(a)pagez.ru |