Начало: Святоотеческое наследие |
Поелику Божий закон не чернилами и письменами написан, но прирожден сердцам чистым; то у кого просвещены и устремлены всегда умные очи, те в точности знают, что не собственною своею крепостью, но непобедимой силою избавляются они от соблазнов лукавого. А которые, не быв ни словом почтены, ни Божественным умом наставлены, напрасно надмеваются, те подвергнутся осуждению, потому что спастись можно одним таинством креста. Ибо свобода, какая возможна человеку, состоит только в решимости или нерешимости противостать диаволу; при возможности же противиться человек не имеет совершенной власти над страстями. И аще не Господь созиждет дом и сохранит град, всуе трудишася зиждущии, всуе бде стрегий (Пс.126:1). Невозможно наступать на аспида и василиска и попирать льва и змия, если человек, предварительно очистив себя, по мере сил своих, не будет укреплен Сказавшим апостолам: Се даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию (Лк.10:19). Если бы человеческая природа и без всеоружия Духа Святаго могла противостать козням диавольским, то не было бы сказано у апостола: Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре (Рим.16:19); и еще: Господь Иисус Христос убиет Духом уст Своих (2Сол.2:8). Посему и в молитве должно просить Владыку: Не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Ибо если не сподобимся бесстрастия, при помощи Совершенного избавившись от разженных стрел лукавого, то напрасно будем предписывать себе правила жизни, как не приявшие еще силы крестной. Итак, кто хочет стать причастником Божественной славы и во владычественной силе души, как в чистом зеркале, увидеть образ Христов, тот с ненасытимою любовию и с нелицемерным расположением обязан всем сердцем и всею силою, день и ночь, искать себе помощи в той силе, причастником которой невозможно стать, если человек, как сказал уже я, не избегнет прежде мирского сладострастия и сопротивной силы; потому что сила тьмы чужда силе света, и влияние лукавства несовместимо и совершенно несоединимо с благим влиянием.
Посему, если хочешь понять, почему мы, сотворенные в чести и поселенные в раю, напоследок приложились скотом бессмысленным и уподобились им, лишившись пречистой славы; то знай, что с тех пор, как чрез непослушание, став рабами плотских страстей, преселились мы из блаженной страны живых, с тех пор находясь в пленении, доселе сидим на реках вавилонских, с тех пор, как доныне остающиеся в Египте, не наследовали еще земли обетования, текущей медом и млеком; не заквашены еще закваскою чистоты и истины, но пребываем доныне в лукавом квасе плоти, и сердце наше еще не окроплено кровию Агнца Божия, потому что доселе вонзены в него остен ада и жало греха; не восприяли еще радости спасительного помазания, потому что укореняется еще в нас жало смерти; не облеклись еще в нового человека созданного по Богу, потому что доселе не постарались совлечься ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных; не приняли еще на себя образ Небесного, соделавшись сообразными славе Его, потому что доселе носим образ перстного; не поклоняемся еще Богу духом и истиною, потому что в мертвенном теле нашем царствует грех; не созерцали еще славы Нетленного, потому что доселе состоим под влиянием тени; не облеклись еще в оружия и дела света; не преобразились еще обновлением ума нашего, потому что доселе сообразуемся веку сему; не спрославились еще со Христом, потому что доселе не пострадали с Ним; не носим еще на плоти нашей печатей Его, приобщившись таинству креста Христова; потому что доселе пребываем в плотских страстях и пожеланиях; не соделались еще наследниками Христовыми, потому что доселе в нас дух боязни, а не всыновления; не стали еще храмом Божиим и жилищем Духа Святаго, потому что доселе остаемся храмом идольским и вместилищем духов лукавства. Ибо действительно, не показали еще мы в себе непорочности нравов и простоты ума, и не приобрели светлого жития; не сподобились еще нелестного и словесного млека и духовного возрастания; не приблизился еще к нам день, и денница не воссияла еще в сердцах наших; не вступили еще в общение с солнцем правды и не озарились лучами его; не соделались еще неподдельною царскою порфирою; не уязвлены еще Божиею любовию, не имеем еще духовной приверженности к Жениху; не изведали еще нетленного общения, не познали силы святыни и мира, и, чтобы выразить все короче, мы еще не род избран, не царское священие, не язык свят, не люди обновления (1Пет.2:9); потому что мы рождения ехиднова (Мф.3:7). Ибо не змии ли те, которые пресмыкаются по земле, мудрствуют земное, и не имеют жительства на небеси; не рождения ли ехиднова те, которые пребывают не в послушании Христовом, но в преслушании змия?
Посему не нахожу, как достойно оплакать такое бедствие; не знаю, как со слезами возопить к Могущему истребить во мне вселившееся в меня заблуждение. Как воспеть мне песнь Господню в земле чуждой? Как оплакать Иерусалим? Как избегнуть тяжкого Фараонова рабства? Как оставить место постыдного пресельничества? Как отречься горького мучительства? Как выйти из земли египетской? Как перейти Чермное море? Как миновать пустыню? Как не погибнуть угрызенному змиями? Как победить иноплеменников? Как истребить чуждые народы? Как на скрижали свои принять словеса Божия закона? Как узреть столп истинного света и облако от Духа Святаго? Как вкусить манны - этой вечной пищи? Как пить воду из животворящего камня? Как перейти Иордан и вступить в землю благу, текущую медом и млеком? Как увидеть архистратига, которого видел Иисус Навин и тотчас поклонился ему? Ибо, если не истреблю чуждые народы, какие во мне, то не вниду во святилище Божие, и не упокоюсь в нем, не соделаюсь причастником славы Царя.
Итак старайся быть неукоризненным чадом Божиим, и войти в тот покой, идеже предтеча о нас вниде Христос (Евр.6:20). Старайся быть написанным в небесной церкви вместе с первородными, чтобы обрестись тебе одесную величествия Всевышнего. Старайся взойти в святый град - в горний Иерусалим, где и рай сладости. Ибо не сподобишься иначе сих чудных и блаженных достояний, если не будешь день и ночь проливать слезы, как потоки, подобно святому, который говорит: Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс.6:7). Разве не знаешь, что сеющии слезами, радостию пожнут (Пс.125:5)? Посему пророк говорит: Слез моих не премолчи (Пс.38:13); и еще: Положил еси слезы моя пред Тобою, яко и в обетовании Твоем (Пс.55:9); и еще: быша слезы моя мне хлеб день и нощь (Пс.41:4), и питие мое с плачем растворях (Пс.101:10). Ибо слезы, с великою скорбью, при чистом воспламенении сердечных внутренностей, проливаемые в ведении истины, суть душевная пища, доставляемая небесным хлебом, которого преимущественно причастилась блаженная Мария, сидевшая у ног Христовых и плакавшая. Ибо сказано: Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея (Лк.10:42). О какие это многоценные жемчужины в излиянии блаженных слез! Какой правильный и благопокорный слух, какая быстрота духовной любви, усильно поспешающей к Божественному Жениху! Какое уязвление душевного влечения к Богу-Слову! Какое непрерывное общение невесты с женихом! Подражай, подражай сему, чадо, ни на что не взирая, кроме Сказавшего: Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся (Лк.12:49)? Ибо возгорание духа воспламеняет сердце, а потому невещественный и Божественный огнь обыкновенно просвещает и испытывает души, как неподмесное золото в горниле, и истребляет порок, как терние и солому, потому что Бог наш огнь поядаяй есть (Евр.12:25). Сей-то огнь воздействовал в апостолах, когда огненными языками говорили они слушающим. Сей огнь озарил Павла славою и омрачил у него чувство зрения, потому что плотское видение не вместило в себе силы оного света. Сей-то огнь явился Моисею в купине. Сей-то огнь в виде колесницы восхитил Илию с земли. Действенности огня сего взыскуя, Давид сказал: Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце (Пс.25:2). Сей-то огнь согревал сердце Клеопы и его спутника, когда беседовал с ними Спаситель по воскресении из мертвых. Посему и ангелы и служебные духи причастны светлости огня сего, по сказанному: Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный (Пс.103:4). Сей-то огнь, пожигая бревно в оке, делает ум чистым, так, что восприяв естественную зоркость, может он всегда уразумевать чудеса Божии, подобно сказавшему: Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс.118:18). Сей-то огнь обращает в бегство демонов, попаляет всякое повреждение, истребляет грех, есть сила воскресения, действенность бессмертия, просвещение душ, состав разумных сил.
Будем молиться, чтобы огнь сей достиг до нас, да не преткнемся, ходя всегда во свете, но да будем, как светила видимые в мире, содержа в себе слово жизни, подобно струящемуся источнику. И все приступающее к сему огню восприемлют оный. Мы же, не приращающие сокровищ, уступим умом, да вещают они. Ибо с верою послушающие получают пользу, и сами пребывают обновленными.
Духовным отныне устрояются чертоги, уготовляются Духом Святым царские нерукотворенные домы, разнообразные одежды, велелепные ризы. Посему, когда отъидут ко Христу, с великою радостно приемлют их духи праведников и все пренебесное царство. Господь говорить: добре, рабе благий и верный; поелику во всем ты был верен, то над многими тя поставлю; вниди в радость Господа Твоего (Мф.25:23).
Многие из братий, прияв благодать, с каждым днем согласно возрастают и преспевают, вмещая великие меры. Другие же приемлют дар от Бога, и хотя благодать пребывает с ними, совращаются в бесчиние и многие худые де… [пропуск в тексте - A.] …дают они во грехи, остается ли еще с ними благодать, или вскоре отступает от них? На сие ответствуем. Бывает, что и в согрешившем, по человеколюбию Божию, благодать пребывает, пока он во плоти; но когда разлучена душа от тела, тогда благодать отступает и преходит в место свое, душа же бывает предана лукавым духам. Ибо в человеке два закона, именно: закон греховный, влекущий в свою сторону, и закон благодати, влекущий к небесному.
Человек, в какой мере проходит искушения, в такой же мере утверждается, делается прочным в основании, становится незыблемым и непоколебимым камнем. И когда таковой ум, став при дверях, не обращает хребта пред врагом, но противостоит ему при исшествии из тела; тогда приемлют его добрые ангелы в области царства, и вступает он в жизнь вечную. Как в настоящем и видимом, когда царь дает слугам своим дары, они принимают, берегут их, и сверх того приобретают себе драгоценные утвари: так бывают прославлены те, которые во много крат приумножают сообщенные им дарования. Ибо действительно вкусившие оной сладости и приятности, смотря на видимого царя, облаченного в порфиру, на его сан и сокровища, все сии видимые отличия почтут низкими, как скоро вступят в царские и пренебесные жилища Христовы, и отверзутся пред ними небесные сокровища, и наследуют они иные богатства иного достоинства, соделавшись сынами света в небесном граде беспредельно вечном. Итак, сравнив земное с небесным, познают тогда разность того и другого и разделяющую их бездну. Одержимый горячкою, когда болезнь еще во всей силе, если ему подносят различные яства или сладость, или другую какую пищу, приходит в смущение и делается недовольным, потому что пресыщен своею болезнью, и она служит ему вместо пищи: так и духовные люди, восторженные небесной любовью и божественным огнем, - какие ни предложишь им видимые преимущества мира сего, царство ли, богатство ли, славу ли, - смущаются сим, и так же неприятно себя чувствуют, как человек проходящий местами, исполненными великого зловония от трупов. А таким же образом и те, которые исполнены сопротивной силы и преобладаются духом мира, когда возвещается им духовное слово о свете, о царстве, о другом веке, о мудрости и силе Божией и о богатстве, чувствуют как бы неудовольствие и скуку, не в состоянии будучи вместить в себе словеса Божии. Поистине, те мудры, те мужественны, те воинственны, те богаты, которые ум свой возносят горе, восстают с гневом на сластолюбие и похоти, какие чувствуют в себе, противодействуют закону греховному, пребывают же послушными закону Божию и услаждаются им. Посему, что значит вития или философ? - Восстает в нем похоть, и он прелюбодействует, - раздражительность, и он бьет, - любостяжательность, и он грабит! Так ум его увлекается духами злобы, и где же мудрость, которая, как думает он, приобретена им! Есть два царства: царство света и царство тьмы; два вождя назирают у царя. С кем войдешь в дружбу или заключишь договор, тому и будешь сообщником. Ибо написано: Любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим.8:28). Кого полюбишь, тому и обязан ты долгом. Бели к кому имеешь влечение и оказываешь кому послушание; то и делаешься его достоянием, и сыном, и другом. Если любишь духов злобы и лукавства и услаждаешься ими, вскоре делаются они содейственниками твоими, и прилепляются к тебе; потому что враг самый неотступный товарищ людям в грехе, и равно рад он всякому. Если же любишь благое, и услаждаешься им; то и оно также содействует и помогает тебе. Но здесь человек приобретает оное только великою любовью и сильным стремлением; потому что оно есть царство, не имеющее конца. Потому-то что многоценно, то редко; в чем с трудом приобретается успех, то славно и вечно.
Но поелику всякому желательно не трудясь достигнуть блага и овладеть им, то пусть знают, что на пути к благу предлежат великое поприще и борьба, и что из многих достигали оного немногие. Посему только победившие выходили в сретение Царю мирному и кроткому, охотно благодеющему человекам. Ибо таковые отныне будут наследовать землю обетования, и войдут в пристань упокоения, и во град святый, и в покой праведников. Как есть это видимое небо, называемое твердью, так превыше его есть другое светозарное небо, где полки ангелов. Но оно невидимо телесным очам, и есть нерукотворенная скиния, в которой совершают службу святые ангелы. Ибо все сие божественно, неизреченно и светоносно; потому что духовно и самостоятельно, принадлежит не сему веку, но иному миру, где нет ни ночи, ни браней, ни геенны, ни лукавых духов. Но поелику не всякому, кто бы ни был, позволяется внутренним оком видеть небесное; то для сего, подобно некоей завесе, поставлена твердь, чтобы и им можно было не просто всех созерцать, но только тех, которые чисты сердцем и освящены в уме, и одних сограждан и сотаинников святым. А когда завеса будет отнята, тогда открыто будет праведным, что ожидает избранных. Но многие, принадлежа уже к избравшим благую часть и находясь под влиянием благого и животворного Духа, по неопытности подумали о себе, что достигли они совершенства, и, после сего став беспечными, подверглись нашествию и наветам лукавых духов, как иные воины, почитая себя победившими врагов и бросив уже оружие, проводят время в беспечности, а между тем враги, сделав засаду, нападают на них внезапно, и одних убивают, а других берут в плен: так и грех, сперва похитив у них ум и потом наведя на мысль о собственном их совершенстве, располагает ими по произволу, связав их собственною своею волею и снова возобладав над их похотями. Итак все люди, праведные они или грешные, если с помощью закона духовного, то есть Иисуса Христа, не поработят сами себя со всяким смиренномудрием, не могут избавиться от зол и освободиться от диавольского владычества. Ибо Павел говорит о низложении смерти писаниями: Окаянен аз человек, кто мя избавит от тела смерти сея? Благодарю Бога Господем Иисусом Христом (Рим.7:25). Закон духа жизни свободил мя есть от греха (8:2). Воздадим же славу освободившему нас от всякого греха Господу нашему Иисусу Христу; ибо Ему слава и держава ныне и всегда и во веки веков! Аминь.
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3. Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского Патриархата, 1994, 309-318. // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад.
Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Copyright © 2001-2004, Pagez,
webmaster(a)pagez.ru |