страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия

По слав. пер. Ч.I. Сл. 99, 100, 101, 102.

Славна жизнь праведных. Чем же она славится, как не терпением? Возлюби, монах, терпение, как матерь мужества. И Псалмопевец увещевает, говоря: потерпи Господа и сохрани путь Его (Пс.36:34); и Павел, уча, как приобретать добродетель, говорит: скорбь терпение соделывает (Рим.5:3); упражняясь в терпении, найдешь источник благ - упование: упование же не посрамит. Итак, покорись Господу и молись Ему, и достигнешь того, что даст ти вся прошения сердца твоего (Пс.26:4). Что блаженнее сего - приобрести благосклонное внимание такого Царя? Кто не пожелает, чтобы слух Судии был отверст и внимателен к нему? Делателем добродетели стал ты, брат; Христов ты наемник. Пока есть время, делай доброе. Послушай Павла, который говорит: еже аще сеет человек, тожде и пожнет (Гал.6:7); сей в дух, чтобы пожать тебе живот вечный. Ибо сеяй в плоть от плоти пожнет истление (8). Послушай доброго советника, который говорит: сейте себе правду, соберите, плод живота (Ос.10:12). Не приходи в нерадение от изнеможения, но имей в виду упование. Ибо где подвиги, там и награды; где брани, там и почести, где борьба, там и венец. Взирая на сие, умащай себя уроками терпения. Взывай к себе, непрестанно возглашая со святыми: мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс.26:14).

Приготовь дела свои к исшествию; приведи все в порядок на поле своем; а поле есть жизнь сия; возьми добрый заступ - Новый завет; огороди владение свое терниями - постом, молитвою и учением. Если такая будет у тебя ограда, то не взойдет зверь, то есть, диавол. Как прекрасный виноградник, возделывай душу свою, и как стрегущие виноградники бьют руками и громко кричат, и таким шумом останавливают злоумышленников: так делай и ты, возвысь голос, восклицай в псалмопении, и прогонишь хитрого зверя - лисицу, то есть, диавола, о котором Писании сказало: имите нам лисы малыя и прочее (Песн.2:15). Непрестанно наблюдай за врагом, если будет пожелание твое устремлять на дела непристойные. И если в душу твою, как бы из пращи, станет метать скверными помыслами; противопоставь щит веры, и возложи на себя шлем упования. Извлеки меч духовный, иже есть глагол Божий (Еф.6:17). И вооружась так на врага, терпи, и не будь нерадивым в брани; напротив того, во всем трезвись и говори: "знаем мы его замыслы". Итак, радуйтеся всегда, как написано: кротость наша разумна да будет всем человеком (Флп.4:4,5).

Страх Божий да сияет в сердце твоем. Не будь робким и нерадивым делателем. Не бегай венца. Жизнь коротка, а суд долог. Взирая на сие, монах, взывай сердцу своему вместе с святым Давидом, и говори: мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа. Подражай Давиду, и единым вержением камня низложи врага. Зрителями жизни твоей предстоят Ангелы: позор быхом миру, и Ангелом, и человеком (1Кор.4:9). Если увидят тебя побеждающим, возрадуются успеху. А если увидят побеждаемым, удалятся печальные; потому что несносно им это; бесы же посмеются на тебя. Итак, вместо меча извлеки страх Божий; потому что страх Божий есть обоюдоострый меч, отсекающий всякое лукавое пожелание.

Имей всегда в мысли Бога и страх Его, со страхом памятуя оный день, когда небеса жегома разорятся: стихии же опаляеми растаются: земля и яже на ней дела сгорят (2Пет.3:10.12); когда звезды спадут, как листья, солнце и луна померкнут и не дадут света своего, когда Сын Божий явится с небес на землю, и Силы небесные поколеблются, когда потекут Ангелы, раздадутся гласы труб. Пред сыном Божиим пылающий огонь, стремящийся потопить вселенную; окрест Его великая буря, землетрясения и страхи и молнии, каких до этого дня никогда не было, и не будет; от чего и самые Силы небесные объяты будут великим трепетом. Следовательно, в каком состоянии должны быть тогда мы, братия мои? Какой страх, какой ужас обымет нас? Представь себе Израильтян в пустыне; они не могли снести мглы, и мрака, и гласа из среды огня глаголющего к ним Бога, но пожелали, чтоб не было продолжено к ним слово. Так действительно не выносили они Божиих повелений, хотя не раздраженный снисшел к ним Бог, и не с гневом вещал им, а напротив того, утешительно удостоверял их, что Сам Он с ними. Послушай теперь, брат мой. Если не могли мы снести утешительного Его пришествия, когда ни небеса жегома не разорялись, ни земля и яже на ней, не сгорали, не звучали трубы, как возгремит оная труба, которая пробудит почивших от века, и огнь не потоплял вселенную, и не было ни одного из будущих страхов; что будем делать, когда снидет Он в раздражении и гневе нестерпимом, когда сядет на престоле славы Своей, и призовет землю от восток солнца и до запад, от всех конец земли и до конец ее, разсудити люди Своя (Пс.49:4), и воздати каждому по делом его.

Увы! что должны мы будем чувствовать, когда предстанем обнаженные и открытые, ожидая, что введут нас в страшное судилище!? Увы, увы! где тогда будет легкомыслие? где мужество плоти? где лживая и бесполезная красота? Где человеческое сладкогласие? Где неотступная и бесстыдная дерзость? Где нарядные одежды? Где сладость греха, подлинно нечистая? Где тогда будут вменявшие в приятность и гной мужей? Где небрежность живущих нерадиво? Где забавы и роскошь? Все миновалось, все рассеялось, как тонкий воздух. Где тогда будут сребролюбие и любостяжательность, и следствие их - немилосердие? Где тогда будет бесчеловечная гордыня, гнушающаяся всеми и себя только признающая чем-то значительным? Где тогда будут пустые и суетные человеческие успехи и слава? Где тогда могущество и самовластие? Где князь, где вождь, где властвующие, где величающиеся множеством богатства и не помышляющие о Боге? Тогда видевши тако, удивишася, и трепет прият я: тамо болезни, яко раждающия: духом бурным сокрушается (Пс.47:7.8). Где тогда мудрость премудрых? Где суетные их ухищрения? Увы, увы! смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть (Пс.106:27). Где тогда премудр? где книжник? где совопросник суетного века сего (1Кор.1:20)? Погибла вся мудрость, брат мой. Подумай, что должны будем чувствовать, давая отчет в том, что соделано нами великого или малого; потому что и за праздное даже слово дадим ответ праведному Судии.

Что должны будем чувствовать в тот час, если обретем у Него милость? Какая радость обымет нас, отдельно поставляемых одесную Царя? Что должны будем чувствовать, когда облобызают там нас все святые? Лобзают тебя Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Ной, Иов, Давид, и святые Пророки и Апостолы, и мученики, и все святые, и праведные, благоугодившие Богу в жизни сей; все, кого пожелаешь только видеть, сами приходят там к тебе, и объемля лобызают тебя, радуясь о твоем спасении. Что должны будем чувствовать тогда, в какую неизглаголанную прийти радость, когда Царь стоящим одесную Его милостиво скажет: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф.25:34)? Тогда, брат мой, приимешь царствие благолепия, и венец доброты от руки Господни (Прем.5:16), и будешь потом царствовать вместе с Господом. Тогда наследуешь те блага, которые уготовал Бог любящим Его; тогда, наконец, будешь уже беспечален, и ни что не станет приводить тебя в боязнь. Рассуди, брат мой, что значит, по сказанному нами, царствовать на небесах: потому что приимешь венец от руки Господни, и будешь потом царствовать со Христом. Рассуди, брат мой, что значит всегда видеть лице Божие, что значит иметь Бога для себя светилом; ибо тогда не будет тебе солнце во свет дне, как говорит Исаия, ниже восход луны просветит тебе нощь; но будет тебе, Господь свет вечный, и Бог слава твоя (Ис.60:19,20). Вот, брат мой, слышал ты, какая радость ожидает боящихся Господа и хранящих заповеди Его.

Рассуди же после этого и о гибели грешных, когда введены будут в страшное судилище. Какой стыд ощутят они пред лицом праведного Судии, не имея слова оправдания? С каким сожалением увидят себя поставленными ошуюю Царя? Какая тьма падет на них, когда Царь с гневом возглаголет к ним, и яростью Своею приведет их в смятение, говоря: идите проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф.25:41)? Увы, увы! В какой скорби и тесноте будет дух их, когда все громко станут говорить: да возвратятся грешницы в ад, вси языцы, забывающие Бога (Пс.9:18)! Увы, с каким жалобным воплем будут они терзать себя и проливать слезы, отводимые на горькие мучения в бесконечные веки! О, какое это место, где плач и скрежет зубом, этот так называемый тартар, которого ужасается и сам сатана! О, какая это геенна огня неугасимого, какой это неусыпающий, ядовитый червь! О, какая это страшная, вечная, всегда продолжающаяся кромешная тьма! О, какие это немилостивые, безжалостные ангелы, приставленные к мукам, потому что укоряют и наказывают тяжко! Тогда мучимые возопиют ко Господу и не услышит их. Тогда узнают, в какую суету обратилось все, что было в жизни, и как то самое, что почитали здесь приятным, оказалось горьким паче желчи и яда. Где тогда лжеименное наслаждение греха? Ибо нет иного наслаждения - бояться Господа. Подлинно это наслаждение; оно действительно от тука и масти исполняет душу (Пс.62:6). Тогда станут они осуждать самих себя и дела свои, какие сделали. Тогда исповедуют, что праведен суд Божий. "Слышали мы это", скажут они, "и не хотели обратиться от лукавых деяний своих". Но, говоря это, никакой тогда не получат себе пользы.

Увы, мне, обремененному беспримерными грехами! Число прегрешений моих паче числа песка морского; и я изнемогаю от них, как от многих железных уз; потому что нет у меня дерзновения воззреть на высоту небесную! К кому же прибегну, кроме Тебя человеколюбец? Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс.50:1). К Тебе прибегаю, по великой благости Твоей, и по благоутробию Твоему. Тебя прогневал я и к Тебе прибегаю, по великому непамятозлобию Твоему. Тебя уничижил я, и к Тебе прибегаю, по великому человеколюбию Твоему и, умоляя, вопию: Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей, ради единого имени Твоего (Пс.50:11,12). Ничего нет у меня, что мог бы принести Тебе, ни дела доброго, ни сердца чистого, но уповая на щедроты Твои, повергаю себя самого, чтобы привел Ты меня в сокрушение и постоянное делание заповедей Твоих, и я не падал снова в грех с такою легкостью, но отныне служил Тебе в преподобии и в правде все дни жизни моей.

Итак умоляю вас, братия, сих чающе, потщимся нескверни и непорочни Тому обрестися в мире (2Пет.3:14). Когда, брат, войдет в тебя лукавая мысль; извлеки сей меч, то есть, приведи себе на мысль страх Божий, и посечешь всю силу вражию. А вместо воинской трубы употреби Божие Писание. Как труба звуком своим собирает воинов, так и Божие Писание, взывая к нам, приводит помыслы наши в страх Божий; потому что помыслы наши, подобно воинам, сражаются с врагами Царя. И еще, как труба звуком своим, во время брани, и в юных борцах возбуждает готовность идти на сопротивников: так Божие Писание возбуждает твою ревность к добру и укрепляет тебя к борьбе со страстями.

Посему, брат мой, по мере сил своих принуждай себя, как можно чаще, читать Писание, чтобы оно собрало твои помыслы, которые враг рассевает своим злоухищрением, влагая в тебя лукавые мысли, между тем как, или наносит тебе частые скорби, или доставляет тебе много успехов и житейских удобств; потому что делает он сие по своей злокозненности, с намерением удалить человека от Бога. Ибо нередко, если не возмог он навести кого на худое и низложить мыслями, наводит, после сего, на человека того скорби, чтобы омрачить его разум, и потом уже иметь возможность посевать в нем что угодно, и начинает внушать и с клятвами повторять такие мысли: "с тех пор, как начал я подвизаться в добре, увидел худые дни; буду же делать худое, чтобы пришло доброе". Тогда, если не окажется кто трезвенным, враг, как ад, поглотит его живого. А если и сим не возможет он навести на худое, то дает ему все удобства жизни; возносит его, и вводит в великое обольщение, которое опаснее и хуже всех страстей; ибо делает человека горделивым и безумным, увлекает ум в пучину сластолюбия, делает, что человек на небо отверзает хульные уста; ибо написано: положи на небеси уста свои (Пс.72:9); делает, что человек не знает Бога, не знает своей немощи, и не помышляет о дне смертном. Сие обольщение служит путем всякому злу. Кто любит ходить путем сим, тот придет в таинницы смерти. Этот путь, о котором сказал Господь: пространный и широкий путь вводяй в пагубу (Мф.7:13). Вот слышал ты, брат мой, для чего враг иногда доставляет удобства жизни, а иногда наводит скорби. К чему склонным выведает в человеке расположение его, против того и ополчается, чтоб противоборствовать своими неправдами.

Посему, брат мой, со всего осторожностью будь трезвен, и старайся всегда прилежно заниматься чтением, чтобы научило оно тебя, как должно, избегать сетей вражиих и достигнуть вечной жизни; потому что чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум и дарует ведение о Боге. Ибо написано: упразднитеся и разумейте, яко Аз есть Бог (Пс.45:11). Слышишь, брат мой, что ведение Бога приобретает с чистым сердцем упражняющийся в чтении Божественных Писаний. Поэтому, брат, не будь нерадивым о душе своей, но упражняйся в чтении и в молитвах, чтоб просветился твой ум, и чтобы стать тебе совершенным и всецелым, ни в чемже лишенным (Иак.1:4). Иные хвалятся беседою с вельможами, князьями и царями, а ты хвались пред Ангелами Божиими тем, что в святых Писаниях беседуешь со Святым Духом; потому что чрез них глаголет Дух Святый. Итак, старайся читать Божественные Писания и постоянно пребывать в молитвах. Ибо всякий раз, как посредством оных беседуешь ты с Богом, освящаются у тебя тело и душа. Итак, зная сие, брат мой, старайся чаще упражняться в них. Если руки непраздны, молись умом. Так молилась и блаженная Анна, матерь пророка Самуила, и устне ея двизастеся токмо (1Цар.1:13). Но молитва ее вошла во уши Господа Саваофа, и дано ей прошение ея (27). Поэтому, брат мой, хотя и непраздны у тебя руки, молись умом. Если же не умеешь читать, не отходи оттуда, где можно слушать и получать пользу; ибо написано: аще узриши мужа разумна, утренюй к нему, и степени дверей его да трет нога твоя (Сир.6:36). Сие полезно, брат мой, не только не умеющим читать, но и умеющим; потому что многие читают и не знают, что читают.

Итак, монах, смотри, не вознеради о своем даровании, данном тебе по дару Христову. Но заботься и доискивайся, как можно благоугодить Богу, чтобы сподобиться блаженства святых. Ибо написано: блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его (Пс.118:2). Смотри, чтобы, когда хочешь читать, не прерывал тебя враг, наводя на тебя уныние, и ввергая тебя в рассеянность, и говоря: "сделай сперва такое-то дело, так как оно невелико, и потом с спокойным духом будешь читать". Когда враг внушает это и придает усердие к рукоделию, тогда наводит на мысли сии, чтобы отвлечь тебя от чтения. Ибо когда видит, что брат читает прилежно и извлекает из сего пользу, - нападает на него, стараясь воспрепятствовать ему сими и другими предлогами. Итак, не верь ему, но будь как олень, жаждущий и желающий прийти к источникам водным, то есть, к Божественным Писаниям, чтобы пить из них и утолить тебе жажду свою, палящую тебя страстями.

Но впивай из них, скажу так, и пользу, чтобы, когда Господь дарует тебе прочесть и узнать какое слово из Писаний, не проходило оно мимо, но поучался ты умом своим, напечатлел его в сердце своем, и неизгладимым сохранил его в памяти. Ибо написано: во оправданиих Твоих поучуся (Пс.118:16); и еще говорит: в сердце моем скрых словеса твоя, яко да не согрешу тебе (11); и еще: в чесом исправит юнейший путь свой? внегда сохранити словеса Твоя (9). Видишь, брат; памятованием словес Его исправляет человек путь свой.

Кто помнит слово Божие и не исправляется? - разве человек неискусный и жалкий. Но таковой вовсе ничего не помнит; напротив того, забыл и то, что представляет себя памятующим. Такому человеку говорит Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими (Пс.49:16)? Потому повелевает отнять у него и то, что, как сам думает, имеет он у себя. Таковой думает о себе, что имеет веру, потому что именует себя христианином, но делами отрицается сего, и хуже он неверного; посему Бог повелевает отъять у него Духа Святаго, Которого приял он в день избавления и, как думает, имеет в себе. И такой человек делается подобным глиняному сосуду с вином, давшему трещину и чрез нее утратившему вино. Всякий, кто видит его и не знает случившегося, думает, что он полон; но когда дойдет до него дело, всем сделается явно, что он был пуст. Так и человек этот по исследовании, в день суда, окажется пустым. И тогда всем будет явно, каков он. Такие люди будут говорить Царю в день тот: Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем силы многи сотворихом (Мф.7:22)? И скажет им Царь в ответ: аминь, глаголю вам, не знаю вас.

Видишь ли, брат, что такой человек вовсе ничего не имеет? Посему памятуй слова, которые слышишь, и исправляй путь свой. Смотри, не попускай птицам небесным слетаться и поедать семя Сына Божия. Ибо Сам Он сказал: семя есть слово, которое вы слышали (Лк.8:11). Сокрой семя в недрах земли, то есть, слово внутри сердца твоего, чтобы мог ты со страхом принести плод Господу. Когда же читаешь, читай с усердием и прилежно; с великим вниманием останавливайся на каждом стихе, и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы выразуметь силу его.

А когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря: "Господи Иисусе Христе! отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои, и уразуметь их, и исполнить волю Твою; потому что пришлец аз есмь на земли; не скрый от мене, Господи, заповедей Твоих, но открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс.118:18.19). Ибо на Тебя уповаю, Боже мой, чтобы просветил Ты сердце мое".

Да, брат мой, умоляю тебя, всегда так моли Бога, чтобы просветил ум твой, и открыл тебе силу слов Своих; потому что многие, понадеявшись на разумение свое, подверглись заблуждению, глаголющеся быти мудри, объюродеша (Рим.1:22), не уразумев написанного, впали в хулы и погибли. Посему, если во время чтения встретишь неудобопонятное слово, смотри, чтобы лукавый не научил тебя сказать с самим собою: "не так это сказано; ибо можно ли так сказать?" или выговорить что-либо подобное. Напротив того, если веруешь в Бога, веруй и словам Его, и скажи лукавому: "Иди за мною, сатана. Знаю, что словеса Божии, словеса чиста, яко сребро разжено, искушено земли, и очищено седмерицею (Пс.11:7); ничтоже в них стропотно, ниже развращенно, но вся добра разумевающим и права обретающим разум (Прит.8:8); я же несмыслен и не разумею. Итак знаю, что они написаны духовно. Ибо Апостол говорит, что закон духовен есть (Рим.7:14)". Или воззри на небо и скажи так: "Верую, Господи, слову Твоему; не прекословлю, но несомненно верю словам Святаго Духа. Итак Ты, Господи, спаси меня, чтобы обрести мне благодать пред Тобою; а я, Благоутробный, не ищу ничего иного, кроме одного спасения, чтобы сподобиться мне милости Твоей".

Приобрети же, брат, и безмолвие, как крепкую стену, потому что безмолвие поставит тебя выше страстей. Ты будешь вести брань сверху, а они снизу. Итак, приобрети безмолвие в страхе Божием, и все стрелы вражии не сделают тебе вреда. Безмолвие, сопряженное с страхом Божиим, есть огненная колесница, которая приобретших его возносит на небеса. В сем да убедит тебя пророк Илия, возлюбивший безмолвие и страх Божий, и взятый на небо. О, безмолвие - лествица к небесам! О, безмолвие - матерь сокрушения! О, безмолвие - зерцало грехов, показывающее человеку прегрешения его! О, безмолвие, не удерживающее слез! О, безмолвие, порождающее кротость! О, безмолвие, сожительствующее с смиренномудрием! О, безмолвие, сопряженное со страхом Божиим и ведущее ум к свету! О, безмолвие, назирающее за помыслами и содействующее рассудительности! О, безмолвие, порождающее всякое благо, - утверждение поста, преграда чревоугодию! О, безмолвие - упражнение в молитве и чтении! О, безмолвие - тишина помыслов и необуреваемая пристань! О, безмолвие, освобождающее душу от забот! О, безмолвие - благое иго и легкое бремя, упокоевающее и носящее носящих тебя! О, безмолвие - потребительница дерзости и враг бесстыдства! О, безмолвие - матерь благоговения! О, безмолвие - узилище страстей! О, безмолвие - увеселение души и сердца! О, безмолвие - узда для очей, слуха и языка! О, безмолвие, споспешествующее всякой добродетели! О, безмолвие - вина нестяжательности! О, безмолвие - плодоносное село Христово, приносящее добрые плоды! О, безмолвие - стена и оплот вознамерившихся подвизаться для небесного царства!

Да, брат, приобрети себе эту благую часть, которую избрала Мария; потому что Мария, сев при ногах Господа и прилепившись к Нему единому, стала образцом безмолвия. За сие и похвалил ее Господь, сказав: Мария же благую часть избра, яже не отьимется от нея (Лк.10:42). Видишь, брат, каково безмолвие; Сам Господь хвалит приобретшего оное. Приобрети безмолвие и насладишься Господеви (Пс.36:4), приседя у ног Его и прилепившись к Нему единому, так что можно тебе будет сказать с дерзновением: прильпе душа моя по Тебе: мене же прият десница Твоя (Пс.62:9), посему яко от тука и масти исполнися душа моя (6).

Да, брат мой, приобрети сие безмолвие, которое сладостнее меда. Ибо лучше кусок хлеба с солью в безмолвии и на свободе от забот, нежели предложение многих снедей при развлечениях и заботах. Слушай Того, Кто говорит: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф.11:28). Упокоить тебя хочет Господь от забот, от раздражений, от развлечений, и от скорбей века сего; хочет, чтоб свободен ты был от плинфоделания египетского, хочет вести тебя в пустыню, то есть, в безмолвие. Он просветит пути твои столпом облачным, и напитает манною (разумею же хлеб безмолвия и свободы от забот), - чтобы наследовать тебе землю благу, то есть, горний Иерусалим. Да, брат, его возлюби, его приобрети, чтобы, на пути свидений Божиих, изобиловать тебе всяким богатством. Да, брат, приобрети безмолвие вместе со страхом Божиим, и Бог мира будет с тобою.

Итак, братия мои духовные и возлюбленные Господом, умоляю вас приложить старание, ежедневно приводить себе на память сие, то есть, веру, любовь, надежду, смиренномудрие, всегда запечатлевать себя молитвами к Богу, поучением в Божественных Писаниях, безмолвием и прочими добродетелями. Ибо все сие, когда оно есть и изобилует в нас, поставляет нас не праздными и не бесплодными в познании Господа нашего Иисуса Христа. Монах, который не стяжал сего, но нерадит о своем спасении, есть смежающий очи слепец, предавший забвению давние свои грехи; и ему случися истинная притча: пес возращся на свою блевотину, и свиния, омывшися, в кал тинный (2Пет.2:22). Аще бо отбегше, сказано, скверн тинных, т.е., мира, познанием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, сими паки сплетшеся побеждаеми бывают, быша им последняя горша первых. Лучше бо бе им не познати пути истины, нежели познавшим возвратитися паки вспять (20-21), Итак, возлюбленные верные рабы и избранные воины - монахи, во всеоружие сердцем своим восприимем все сказанное выше, ежедневно непреложно приводя себе это на память, чтобы прийти нам в состояние подвизаться подвигом добрым и попрать всю силу вражию, чтобы избавиться нам от гнева, грядущего на сынов противления, и найти милость и благодать в день суда пред лицем праведного Судии, воздающего каждому по делам его. Ему подобает всякая слава со Отцем и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков! Аминь.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994, сс.89-102. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
 


Copyright © 2001-2004, Pagez, webmaster(a)pagez.ru