страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни

Господь и Бог наш Иисус Христос говорит нам в Евангелиях: Бдите, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет (Лк.12:40). Подвизайтеся внити сквозе тесная врата (13:24), вводящие в жизнь. Сим путем пойдем, братия, чтобы наследовать жизнь вечную. Шествие путем сим скорбно, но блаженно упокоение; шествие оным жестоко, но воздаяние - радость; шествие оным тесно, но место отдыха пространно; шествие оным - покаяние, пост, молитва, сокрушение, бдение, смиренномудрие, духовная нищета, пренебрежение плоти, душевная рачительность, возлежание на голой земле, неомовение тела, голод, жажда, сухоядение, нагота, милостыня, слезы, плач, воздыхания, коленопреклонения, бесчестия, гонения, расхищения, заушения, рукоделия, опасности, наветы; шествовать оным значить быть злословимым и терпеть, быть ненавидимым и не ненавидеть, терпеть зло и воздавать добром, отпускать долги должникам, полагать душу за друзей, а наконец, пролить кровь за Христа, когда потребуют сего обстоятельства. Таковы шествия узкими вратами и тесным путем, который приводит к блаженному возданию, к небесному царству. А пространные врата и широкий путь вводят в погибель. Шествия сим путем в настоящем радостотворны, а там скорбны; здесь легки, а там тягостны и болезненны; здесь представляются маловажными и ничего незначущими, а там совершивших путь и не покаявшихся окружают, как дикие звери, по слову пророка, ибо сказано: в день лют беззаконие пяты моея объидет мя (Пс.48:5), то есть, пороки жизни сей, или шествия путем широким, которые апостол перечислил отчасти, говоря: яже суть блуд, прелюбодеяние, студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярость, распри, зависти (Гал.5:20-21), смехотворство, кличи, забавы, гусли, свирели, пляски, бани, мягкие одежды, дорогие обеды, рукоплескания, шумная жизнь, беспечный сон, разновидные постели и ложа, сладкоядение, братоненавистничество, клевета, и, что всего хуже, нераскаянность и непамятование об исшествии из жизни. Таковы шествия трудным оным путем, по которому идут многие, но сообразное с сим находят себе пристанище: вместо роскоши голод, вместо пиянства жажду, вместо покоя мучение, вместо смеха сетование, вместо гуслей плач, вместо телесной тучности червя, вместо беспечности нерешительность, вместо плясок пребывание с демонами, вместо пустых занятий, чародейств и прочих затей - тьму кромешнюю, геенну огненную и тому подобное.

В оный страшный день суда у каждого потребован будет отчет: сохранил ли без осквернения ересями то прекрасное исповедание, которое исповедал при многих свидетелях, говоря: отрицаюсь от сатаны и от всех дел его, не от одного или двух дел, но от всех дел диавола. Итак, в сем прекрасном отречении потребуют у нас отчета в оный час; и блажен, кто сохранил, как обязался. Ибо одним словом отрекается от всякого негодного диавольского дела: от любодеяния, блуда, убийства, нечистоты, лжи, зависти, татьбы, злословия, досады, раздражительности, памятозлобия, вражды, ссоры, пиянства, чревоугодия, празднословия, гордости, неги, смехотворства, свиряний, бесовских песен, любостяжательности, братоненавистничества, ворожбы, идолослужения, чародейства. В сем и подобном сему, от чего отрекается всякий христианин, потребуется у него отчет в страшный час допроса.

Но мы опять возвратимся к своему предмету и скажем: ночь и день, возлюбленный, взирай на последний час и никогда не забывай неугасимого огня. Псалом непрестанно да будет в устах твоих, ибо призываемое Божие имя прогоняет бесов. Где псалом, там и Бог. Где диавольские песни, там гнев Божий и горе. Где священные книги и чтения, там веселие праведных и спасение душ. Где гусли и лики, там омрачение мужей и жен, и праздник диавольский. Что пользы, возлюбленный, здесь на час ликовать и торжествовать, а там мучиться целые веки? Размыслим, что в оный день не принесут нам никакой пользы все концы земли; подумаем, что никто там не в состоянии будет помочь, но всякий, неся собственное свое бремя, будет стоять в ожидании определения, какое выйдет ему.

Имея сие в уме, возлюбленные, целомудренно, и праведно, и благочестно поживем, как учит апостол (Тит.2:12). Очистим себя от всякой скверны плоти и духа; отложим дела темные и не будем более подражать обычаям языческим. Совершая памяти святых, будем воспоминать о всех, которые не могут работать своими руками: о вдовах, сиротах, странниках, нищих, недужных, заключенных в темницы. Почтим праздники, празднуя не пышно, но божественно, по-христиански. Не будем увенчивать преддверия, составлять лики, свирелями и гуслями нежить слух, не будем облекаться в мягкие одежды, в блеск золота, предаваться объядению и пиянству, сладострастию и студодеянию; но предоставим сие язычникам и иудеям. Мы же все совокупно, малые и большие, мужи и жены, будем чествовать праздники по христиански, во псалмех и пениих, и песнех духовных (Еф.5:19), и в ангельских сладкопениях; не будем увенчивать преддверий лаврами, розами, цветами, - это свойственно язычникам и иудеям; но увенчаем преддверия честным и животворящим крестом, говоря с апостолом: Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14).

Царство небесное принадлежит не беспечным возлежащим и почивающим, не входящим в корчемницы, не роскошествующим и смеющимся, но плачущим, и кающимся, и вопиющим к Нему день и ночь; они будут утешены Утешителем. Прекрасно Манассия изобразил гнев, угрожающий нераскаянным грешникам, сказав: Нестерпим гнев, еже на грешники, прещения Твоего. Горе любодею, горе упивающемуся и также злоречивому! Горе тем, которые пиют вино с тимпаны, гусльми и свирели, на дела же Господня не взирают (Ис.5:12)! Горе ругающимся над божественными Писаниями! Горе тем, которые время покаяния губят в рассеянности и смехотворстве! Взыщут они времени, которое худо расточили, и не найдут. Горе занимающимся игрою в зернь, потому что отчуждают себя от тела и крови Христовой! Горе оскверняющим святую веру и входящим в согласие с еретиками! Горе отъемлющим плату у наемника, потому что отнять ее то же значит, что пролить кровь! Горе судящим несправедливо! Горе тем, которые прибегают к ворожеям! Горе тем, которые занимаются недолжным! Горе недугующим завистью и ненавистью! Горе всем, кому падет жребий стать ошуюю в оный час, когда услышат: Идите от Мене проклятии в огнь вечный (Мф.25:41)! Господу же слава и держава во веки. Аминь.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994, с.399-403. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
 


Copyright © 2001-2004, Pagez, webmaster(a)pagez.ru