Начало: Святоотеческое наследие |
По сл. пер. Ч. I. сл. I.
Я, грешный Ефрем, слаб и ленив в духовной борьбе; по крайней мере сказываю вам, подвижники, боголюбивые братия мои, сколько бываю непрестанно одолеваем по слабости рассудка своего. Хочу же объявить вам, возлюбленные мои, о великом страхе и трепете души моей, в каком я бедный и рассеянный, находился в один день.
Сидел я наедине в одном нешумном, безмолвном и возвышенном месте, размышлял сам с собою и перебирал жизнь сию, ее заботы, смятение, молву и, заплакав, стал говорить сам себе: "почему жизнь эта проходит, как тень, пробегает, как самый скорый течец (Иов.9:25), и увядает, как утренний цветок?" И опечаленный, воздыхая сказал я: "Как проходит сей век, мы не знаем. Для чего же по слабости своей связаны делами и помыслами непристойными?"
Размышляя об этом сам с собою, вдруг возвел я очи к небу, и пришел как бы в исступление. Напал на меня великий страх, и очами сердца своего узрел я Господа, седящего в великой славе; и Он сказал душе моей так: "для чего ты, душа, возгнушалась небесным своим чертогом, который наполнен светом славы? Для чего ты, душа, невеста Моя, ненавидишь пречистого и бессмертного Жениха? Для чего ты, душа, возгнушалась благами, какие уготовал Я тебе во свете жизни? Для чего ты, душа, сделалась Мне чуждою по непристойным делам и помыслам? Для чего ты, душа, не заботишься предстать Мне в пришествие Мое? Для чего ты, душа, не держишь светильника своего, ожидая клича, когда скажут: се Жених грядет, исходите во сретение Его (Мф.25:6) с радостью? Для чего ты, душа, не поспешила приготовить на брак приличное одеяние? Для чего ты, душа, не входишь с радостью в святый и небесный чертог? Для чего ты, душа, ненавидишь меня благого, искупившего жизнь твою от смерти? Для тебя, душа, вошел Я в общение со смертью, чтоб тебя снарядить Себе невестою. В наследие твое, душа, беззавистно отдал Я тебе царство. Все блага Мои сообщил Я тебе, душа, как Царь. Для тебя душа, и человеком Я стал желая искупить жизнь твою от тления. Жизнь твою, душа, почтил и возвысил Я пред всеми делами Моими. Тебе, душа, уготовал Я чертог на небесах, и сделал, чтоб Ангелы служили тебе в этом чертоге, приготовленном Мною для того, чтоб вошла ты туда с радостью. А ты, душа, возгнушалась небесным Женихом и неизреченными благами, какие уготовал Я тебе. И кто ж вожделеннее Меня, Который всякую тварь спасаю Своими щедротами? Какой отец дает жизнь, как Я даю? И ты оставила Меня, душа, возлюбив чуждого и ненавистного?"
Великим страхом, братия, убоялся я в час тот, очами ума своего вникая в страшные слова Господни, и видя великий стыд души своей. В ужас и трепет пришел я, лишился сил от страха и великого смятения; подумал: "где мне укрыться, не терпя позора этого стыда?" и сказал: "вы, горы, покройте грешника и нечестивца!" И возвысив голос, заплакал, со стыдом преклонив вниз голову свою и, проливая о себе слезы, говорил: "зачем вышел я из матерней утробы раздражать святого, благого и милосердого Господа? Не воспользовался я зачатием моим во чреве и возрастанием телесным, не воспользовался небесными дарованиями и святыми врачевствами Твоей благодати!"
Однако же припал я с плачем, с болезнью и сетованием сердца своего просил и взывал в слезах, говоря так: "Услышь, Владыка, плач мой и приими слова моления моего, какие грешник приносит Тебе, долготерпеливый, стыдясь Тебя, милостивого и щедрого! Не поступи со мною по всем делам моим. Не воспомяни тех весьма сильных огорчений, какими раздражал я благодать Твою, всеблагий Владыка! Но лучше мне грешнику даруй несколько времени, чтоб иметь мне случай к покаянию, благий Человеколюбец. Благодать Твоя потерпела беззакония юности, которых великое множество. Пусть и теперь благодать Твоя потерпит отвращение, огорчения, опрометчивость страсти. Сам я знаю, Долготерпеливый, ту клятву, в которой Ты клялся Самим Собою, говоря: живу Аз, глаголет Господь, понеже не хощу смерти грешника и нечестивого, но паче спастися грешнику от всех беззаконий, яже сотвори (Иез.33:11). Щедротами Твоими, щедрый, благий, человеколюбивый Владыка, клялся Ты, что не хощешь смерти грешника, чтоб обратитися и живу быти ему (Иез.33:11). Ущедри меня грешника, который милосердием Твоим заклинаю Тебя; умилосердись, ущедри, прости, и не вменяй мне опрометчивости клятв моих. Сам Ты, испытующий сердца и утробы, а даже и все помышления человеческие, знаешь, Владыка, что по причине горькой душевной скорби дерзнул я изречь сие пред Тобою. Воззри, Христе Спаситель, на источники слез моих, на сокрушения и воздыхания недостойной души моей; пусть придет страшное повеление и покроет меня прежде, нежели пришло страшное сие повеление, и застигло меня неготового и смущенного. Но лучше благодать Твоя да даст мне несколько времени для истинного покаяния. Грешника, проливающего слезы, не может презреть, Многомилостивый, благодать Твоя, которая всякой приходящей и просящей душе дает прощение грехов, ею соделанных. Выслушивал Ты, Святый и Благий, глас мой и слезное рыдание мое, и миловал меня. Воззри и теперь, Долготерпеливый, как Благий, чтоб и я мог принести плод покаяния. Для того и умоляю Тебя даровать мне время покаяния. Всегда напоминай мне, Спаситель, и непрестанно влеки меня к жизни, чтоб спастися мне".
Как скоро вспоминаю я о том дне и часе, в который постиг меня сей внезапный страх, прихожу в боязнь и с воздыханиями проливаю слезы.
И вскоре опять забываю обо всем, и о молитве, и о слезах, и о страхе, и о времени покаяния, данном мне по благодати Божией. Отчего же бывает это со мною? Отчего эта сухость сердца, это нерадение, эта забывчивость? Отчего вдруг делаюсь бесстыдным и бесстрашным, рассеянным и гневливым человеком, у которого вовсе нет перед глазами ни страха, ни будущего суда? Ужели Бог не праведен, или не хочет внять делам моим? Да не будет сего!
Умоляю всех вас, боголюбивые друзья мои, помолитесь о мне грешном и ничтожном щедрому и человеколюбивому Богу. Для того рассказал я вам бывающее со мною, чтоб сподобиться Божия помилования. Знаю, что, если захотите, то возможете помочь грешнику молитвами и прошениями своими к Богу. Известно мне, что моление многих возмогло и Апостолов избавить из темницы, уз и смерти. Не тем ли паче возможете вы грешного и нечестивого избавить от смерти? Помогите боящиеся Господа, излейте моление свое о мне, чтоб благодать Божия воссияла в душе моей и просветила омраченный ум, и чтоб содействием молитв ваших соделался я готовым и достойным покаяния.
И вся горечь моя да усладится благодатью, снисшедшею в душу мою; потому что явление благодати приносить усладу, безмолвие и сокрушение. Волны благодати и озарения Святого духа делаются приятными в сердце; и душа забывает вдруг и земное, и плотские вредные страсти. А наконец сии волны благодати согревают ум и душу; уподобляются они в душе царскому саду, который полн плодоносных дерев и прекрасных плодов, имеющих различный вкус, благоухание, приятность, усладительность для очей, привлекательность для уст и обоняния. Таковы волны благодати: просвещают, услаждают, веселят. Блаженны дела души, которая имеет в себе волны благодати. Она просвещается, услаждается, веселится, наполняется созерцанием и благоуханием. Еще скажу: блаженна душа, имеющая в себе все сии дарования. Такая душа не смотрит на земле ни на что, но отдана в плен Богу; потому что сладость и приятность брачного чертога не позволяют ей кружиться в мире.
Вот опять припадаю при дверях Владыки моего, прося, умоляя, покланяясь и непрестанно говоря: "прости мне прегрешения мои, Долготерпеливый!" Рабу, когда согрешит он пред владыкою своим, хорошо не убегать от рук его, всего же лучше быть пред ним со всем смирением сердца своего. В таком случае и люди прощают, обыкновенно, служителям проступки их. А если же люди, будучи смертны и лукавы, подобным себе рабам прощают погрешности их; то не тем ли паче святый и благий Владыка, Создатель и Господь всех нас, премилосердый и щедрый, долготерпеливый и многомилостивый, простит беззакония и грехи грешникам, всегда к Нему припадающим? Ибо Он - сокровище милости, требует от нас хотя малой ревности, и вскоре одаряет и обогащает тех, которые ищут Его с полным сокрушением. Сокровище сие подобно полному источнику, который бьет обильною струею, без оскудения снабжает водою всякого, кто хочет почерпнуть. Стоящему при источнике прилично сказать, что он подобен щедротам Божиим. Ибо, как источник не возбраняет черпать желающему, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет стать его причастником. Поэтому, ежели есть хотение принять благодать, то хотя бы пожелал кто взять и малую долю сокровища, целое сокровище благодати обретается ищущим. Почерпайте же, возлюбленные, дарования из источника, источающего небесные струи. Ибо наступят такое время и такой день, что вовсе уже никому не можно будет пить из него.
Посему, все мы, человеки, умоляем безмерное Твое человеколюбие, святый Владыка: - дай нам время покаяния и прощение грехов, чтоб чистым сердцем послужить Тебе во все дни жизни нашей и, благоугодив Тебе добрыми делами, сподобиться, как прейдти жизнь нашу, так вступить в вечное Твое блаженство, которое уготовал Ты всем святым Твоим, благоугождавшим Тебе в каждом роде.
Воспоминайте о мне, вы, наследники Божии, братия Христовы; неослабно умилостивляйте за меня Спасителя, чтоб с помощью Христовою избавиться мне от нападающего на меня ежедневно. Святой Троице слава во веки веков! Аминь.
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1. Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 // Творения иже во святых Отца
нашего Ефрема Сирина. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907,
сс. 233-238.
Copyright © 2001-2004, Pagez,
webmaster(a)pagez.ru |