Начало: Святоотеческое наследие |
По сл. пер. Ч. II, сл. 26.
1. Похвалил я веру твою и прилежание твое; потому что пожелал ты от грешника услышать что-либо полезное для обета своего, и даже не раз, и не два утруждал о сем, а это уже - признак души доблестной. Но меня заставляете медлить безобразие дел моих; потому что смрад их нестерпим: однако ж и преклоняет к послушанию такое твое желание слышать слово о страхе Божием. Ибо только проходящие духовную жизнь услаждаются такими речами, предметом которых добродетель; склонные же к жизни, преданной страстям, не терпят слушать о духовном, но смеются над этим, и кто говорит, того гонят от себя прочь. Беседуя же о страстях и удовольствиях, не знают сытости, и согласны лучше лишиться пищи и сна, нежели положить конец такому пустословию.
2. Но ты занимайся духовным, чтоб сохранялось в тебе памятование о Боге; гнушайся же речами бесполезными; потому что зловонию и благовонию быть в согласии - дело не возможное.
3. Будь справедлив в снисходительности, находишься ли в пути, или на корабле, или в келлии; живешь ли вместе с юным, или с старцем. Трудись с ведением и рассуждением, чтоб ничего не пропало из сделанного тобою.
4. Снеди употребляй простые и необходимые, чтоб ум твой не огрубел в объедении, пиянстве и печалях житейских (Лк.21:34). Ибо одержимые подобною страстью и блуд ставят не в блуд, и прелюбодеяние не в прелюбодеяние и не отрицаются от всего того, что делают язычники не ведущие Бога; но все это совершают небоязненно, ни чем не отличаясь от свиней в грязи; не памятуют ни о законе, ни о Пророках, ни о Самом Господе, вочеловечившемся на разорение беззаконного греха. Напротив того, опираяся на один образ благочестия, хвалятся они этим; потому что покоряемые владычеству ума, по нерадению и небогобоязненности, помрачаются, делая противное. Почему не будь пристрастен к мясам и винопитию, чтоб не сделать тебе ум свой не способным к принятию духовных дарований.
5. Если беседуешь с братом о помыслах, и язык у тебя, рассуждающего здраво, поползнется, потому что душа поддалась сладострастным помыслам: то, смотри, желая прикрыться в осуждении себя самого, и не подпасть обличению ближнего, не прибегай к речам сумасбродным и шуточным; этим его не удостоверишь, а себя предашь злобному демону. Но лучше прибегни к молитве и к безмолвию, и снова снидет на тебя благодать Святаго Духа, и избежишь умопомрачения.
6. Если вверен тебе новоначальный; то по сострадательности к нему не снисходи очень и даже сверх того, сколько требует Создатель. Если нерадит он о благом иге Господа; то смотри, чтоб и тебе не увлечься с ним. Когда погибла лодка, не должно оставлять уже в пренебрежении и корабль.
7. Ведением Господа руководись в поступках своих, и не запутаешься в сетях диавольских. У диавола же в обычае посредством доброго делать злое.
8. Если просишь игумена о брате, который выгнан из обители, как развративший братство; то не настоятельно проси об этом отца, но как бы напомяни только, предоставляя дело Божией воле, чтоб выгнанный, если не пришел еще в сознание своего неразумия, поступлением своим в обитель не причинил вреда братству; потому что и искра, упав на гумно, пожигает труд целого лета.
9. Каждый должен, сколько нужно, терпеть недостатки ближнего по упованию на Бога. Но горе тому, кого терпят, и он не разумеет сего!
10. Живущий в пустыне избавлен от трех браней, - от зрения, от слышания и от говорливости. И безмолвствующий в обществе также избавлен от трех браней, - от купли, от продажи и от нашествия разбойников. Посему надобно уже охранять совесть свою.
11. Если разговариваешь с человеком возраста юного и цветущего красотою; то блюди око, чтоб не возмутило ума твоего вожделение, и тогда начнешь длить речи, полные страстного движения, и окажется, что краями только уст беседуешь о целомудрии, душою же предаешься разврату, и всецело тем занят. Напротив того, когда случится тебе иметь такую встречу; то скорее прервав речь, берись за молчание. Ибо писание говорит: прельсти же его многою беседою (Притч.7:21); потому что частые о таких предметах беседы причиняют не маловажный вред душе. Почему не углубляйся в такие предметы, из опасения, чтоб грех, прельстив тебя многою беседою, не принудил делать что-либо недозволенное.
12. В какой мере отсекает и смиряет кто волю свою; в такой же мере идет он к преспеянию. А чем упорнее держится собственной своей воли, тем более наносит себе укоризны и вреда. Поэтому не желай раболепствовать собственной своей воле, но лучше послушен будь воле Божией.
13. Если кто из монахов, вознерадев, уклонился от избранного им пути; то враг внушает ему бесстыдство, чтоб оказавшись в другой раз злонравным, не так уже легко мог быть убежден попечительными братиями к уцеломудрению и исправлению себя.
14. Не свергай с себя подчинения о Христе; потому что плод его прочен и надежен.
15. Если кто из подвижников, искушенный ненавистником добра, доведен им до падения, но не питает еще в себе ненависти или зависти к подвижникам: то Господь не оставить его в заблуждении, но прострет руку помощи к исправлению его; потому что не отринул он любви. А кто, по видимому, и твердо стоит, тот, если начнет надмеваться гордостью и питать в себе ненависть, не безопасен будет; потому что омрачение ненависти ослепило очи его, и не видит он, куда идет.
16. Если стоишь в дому Господнем для духовного служения; то будь усерден к псалмопению. Если же ты будешь молчать, а также и я замолчу, замолчит и ближний; то по необходимости прекратится псалмопение. Но да не будет сего! Приветствующие князя или царя, когда стоят на зрелище, и видят, что кто-нибудь стоит с ними же, но не восклицает с ними громогласно, признавая его как бы недостойным такого места, гонят от себя прочь. Посему и мы должны совершать молебствия без лени и нерадения.
17. Горе несправедливому! горе роскошному! горе гордому! Когда постигнут их теснота адская и удавление смерти, тогда опыт покажет им, что всего важнее страх Божий.
18. Люби доброе общество; от худого же сообщества удаляйся. И чародей, и разбойник, и разоритель гробов такими не родились, но научились сему от людей, у которых сатана растлил ум; потому что Бог создал вся добра зело.
19. Не услаждайся банями, питиями и множеством мяс, чтоб не впасть тебе в неодолимые опасности, погреша в чем либо важном.
20. Приобрети добродетельное житие и правую веру; кто из людей не ублажит такого человека?
21. Выходя из келлии для служения, или для беседы с кем-либо, огради око, сердце же возбуждай благочестивым помыслом, говоря притом: "ты не живописец, и не учиться вышел, как списывать изображения с людей". Будь внимателен к себе. Имея разум, занятый чувственным, можно ли тебе будет в чистом уме, как в зеркале, созерцать невидимое, и услаждаться и радовать себя памятованием о Боге?
22. Перестань любопытствовать о чужих пороках, чтоб естественным образом не растлился от сего благочестивый твой помысл.
23. Придерживайся молчания; оно избавит тебя от многих скверн. Памятуй непрестанно о тесноте грешников, страшась, чтоб и тебе в скором времени не быть причтенным к числу их.
24. Не входил ли ты иногда в дом плача, и увидев рыдание и сетование, не спешил ли выйти из дома? По временному должно гадать о вечном; ибо сказано: даждь премудрому вину, и премудрейший будет (Притч.9:9).
25. Если придет тебе помысл уйти с места, и из сошедшихся к тебе под видом сострадания кто-нибудь станет одобрять твое удаление, говоря, что есть у тебя основательная причина к огорчению; то совета его не принимай безрассудно. А если кто начнет тебя обличать и уговаривать, то его лучше послушаться, нежели первого; потому что такие люди более заботятся о спасении братии.
26. О помыслах, рождающихся от упадка в духе, особенно у безмолвствующих в уединении, думаю, многие не знают. Но хочу, чтоб ты был тверд и в рассуждении сего.
27. Когда душа страждет тем, что занята чувственным; тогда ум, отступив от прекрасного оного созерцания, ожидания и помышления о будущих благах, приковывается к чувственному, гонясь за чувственным наслаждением, раболепствуя зависти и пороку.
28. Увы, что делать мне жалкому? Немощь моя велика; гнетут меня одиночество, бедность и оскудение сил. Работать не могу, просить стыжуся (Лк.16:3). Устранил я себя от семейных дел своих; мог бы благоденствовать, но впал в бедственные обстоятельства; иные ублажали меня, а теперь стал я предметом укоризны для них. Печаль гнетет сердце мое по причине постигшего меня несчастия. Нет помощника; нет состраждущего; великому подвергся я бесчестию. Такой-то возведен в иерея; а такой-то поставлен главою; я же не знатен, не славен; всеми брошен. Никто не позаботится о мне, впадшем в нищету и недуг. Один чрезмерно разбогател; другой ходит в сопровождении учеников; почему и проводят они время с людьми именитыми; а я живу в великом бесславии и нуждаюсь в дневном пропитании. Они для выходов одеваются пышно, а у меня нет и необходимых покровов. И когда, окончив дни свои в довольстве, переходят они из сей жизни; тогда, удостоившись пышного погребения, с благовониями полагаются в убеленных гробницах, увековечив имя свое надгробною надписью. А я, скончавшись, едва ли удостоюсь и погребения; по недостатку посещающих меня, келлия моя будет мне гробом. Болезнует сердце мое, и что мне делать? Утомились очи мои, смотря на дверь; и никто не постучится. Подавлен я печалью, и никто не утешает. До крайности угнетен, и никто не состраждет. Увы мне, исчезли в болезни дни мои!
29. Скажи, человек, душе своей: "доколе прискорбна еси душе моя? и доколе смущаеши мя? уповай на Господа (Пс.41:6), и свергнешь с себя превратные помыслы". Ибо если бы не думал ты о земном; то не запутался бы в подобных сетях. Сверх того знай, что всякий человек, именит ли он, или унижен, если будет жить по воле Божией, не должен быть презираем. А кто дивится временному, и гоняется за временным наслаждением, тот лишает себя утешения праведных.
30. Итак, если стараешься достигнуть оной радости, то не давай входа превратным помыслам, которые доводят до отступничества от Бога. Ибо не лжив Сказавший: обретый душу свою погубит ю, а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю (Мф.10:39). Почему и Апостол говорит: умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом: егда Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе (Кол.3:3.4).
31. Что же дивишься, ублажая временное и несущееся мимо тебя подобно потоку? Пышное погребение, убеленный гроб и суетные похвалы какую пользу принесут человеку, жившему в нечестии, когда сам он не получит себе облегчения?
32. Лежащему в позолоченном чертоге какая польза от блеска стен и потолков, когда сам он мучится страстями; или когда пожирается его тело, угрызаемое внутри змием? Что будет пользы разлучившейся душе от попечения многих о теле, если нет похвалы от Господа в церкви великой? Посему не дивись тому, что временно и тает, как воск. Скажешь: "они живут вместе с богатыми". Но ты в молитве беседуешь с Всецарем Богом, вкушая тело Единородного Сына Его, и пия кровь Его; веселись же в радовании, что удостоился стать храмом Его.
33. Итак не малодушествуй, видя, что ты в этой жизни в бесславии или в болезни, или в глубокой старости и нищете. Питающий птиц небесных не оставит и тебя без Своего промышления. Тебя сокрушает мысль, чтоб не стала беспокоить тебя тупость зрения. Рассуди же, что терпели это и праведники. Почему Иакову, когда принимал он благословение, сказал Исаак: приближися ко мне, и осяжу тя, чадо, аще ты еси сын мой Исав (Быт.27:21)? Но уяснено было око ума их, очищенное от порока. Посему и ты очисти себя от порока, и не обращай внимания на телесный недуг, яко Той печется о нас (1Пет.5:7). Но у тебя нет, чем удовлетворить необходимым потребностям? Представь себе Ирода, изобилующего богатством и утехами, и Предтечу, связанного в темнице, подобно какому-нибудь злодею и ничтожному человеку. Не лжив Сказавший: в мире скорбни будете, а мир возрадуется: вы же печальни будете, но печаль ваша в радость будет (Ин.16:20.33).
34. Но скажешь: "в тесных обстоятельствах провел я жизнь; не был ни знатен, ни славен, да и по смерти не кому помянуть меня". - Это признак крайнего безумия и болезнь души славолюбивой! Сколько, думаешь, во время гонений было подвизавшихся за Спасителя нашего Бога? И они доселе остаются не известными миру. И из скончавшихся в горах, в вертепах и в пропастях земных, ужели погибли те, которых память не совершается людьми? Ни мало; потому что все будут написаны в книге Его. Посему горняя мудрствуйте, а не земная (Кол.3:2); ибо житие праведных на небесех есть (Фил.3:20). Не бегай трудов; даже и мы оставшиеся ублажаем тех, которые о Господе оказались искусными в трудах, в теснотах и в нуждах. Посему, если хочешь быть наследником праведных, не презирай смирения, не бегай злострадания в трудах, но терпи, чтоб сподобиться нескончаемой жизни, радости и славы, как говорит Апостол: недостойны страсти нынещняго времени к хотящей славе явитися в нас (Рим.8:18). Если хочешь, чтоб ни в чем не обманул тебя противник, то веруй, что все, сделаешь ли что, или помыслишь, не сокрыто от Бога. А если колеблется в чем помысл касательно ведения Божия; то возьми в пример Пророка Елисея. Когда была война у царя израильского с сирийским; совеща царь сирийский со отроки своими, глаголя: на месте сем ополчуся. И посла Елиссей к царю израилеву глаголя: блюдися не прейти на место сие, яко ту Сиряне залегоша. И посла царь на место, о немже рече ему Елиссей, и соблюдеся оттуду не единою, ниже дважды. И смутися душа царя сирска о словеси сем: и призва отроки своя, и рече к ним: не возвестите ли мне, кто предает мя царю Израилеву? И рече един от отрок его: ни, господине мой царю: яко пророк Елиссей, иже во Израили, возвещает царю Израилеву вся словеса, яже аще глаголеши в сокровищи дома твоего (4Цар.6:8-12). И если от Пророка делавшееся тайно не укрылось; то может ли что укрыться от Создателя всяческих? Никак. Посему-то велено нам молиться в клетях, как сказал Господь и Спаситель наш Иисус Христос: ты же, егда молишися, вниди в клеть твою, и затвори двери твоя, и помолися Отцу твоему, Иже в тайне; и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве (Мф.6:6). Посему отвергнем от себя всякий порочный помысл, чтоб не погибнуть нам. Ибо наг ад пред Ним, и несть покрывала пагубе (Иов.26:6). Мы пред очами Божиими, хотим ли того, или не хотим; и так не упадай духом, и не сомневайся. Радуйся в скорбях: потому что венцы соплетаются из различных цветов; и праведники многими скорбями входят в радость Господа своего.
35. Не желай начальства над душами, чтоб не пришедши еще в меру бесстрастия, не сделать вреда и себе и последующим за тобою. А если невольно привлечен; то заботься исполнять не свою волю, но волю Вверившего тебе попечение о словесных овцах. Ибо говорить Он чрез Пророка Иезекииля: Оле пастыри Израилевы, еда пасут пастыри самих себя? не овец ли пасут пастыри? се млеко ядите и волною одеваетеся, и тучное закалаете, и овец Моих не пасете. Изнемогшаго не подъясте, и болящаго не уврачевасте, и сокрушеннаго не осязаете, и заблуждающаго не обратисте, и погибшаго не взыскасте, и крепкое оскорбисте трудом. И разсыпашася овцы Моя понеже не имяху пастырей, и быша на изъядение всем зверем сельным. И расточишася овцы Моя по всем горам, и по всем холмом высоким, и на лице всея земли разсыпашася, и не бе взыскающаго, ни обращающаго. Того ради, о пастырие, слышите слово Господне: живу Аз, глаголет Господь, понеже учинена суть стада Моя в расхищение, и овцы Моя быша в снедение всея зверем сельным, занеже несть пастырей и не поискаша пастырие овец Моих, и пасоша пастыри самих себе, а овец Моих не пасоша. Сего ради, пастырие, слышите слово Господне: Сия глаголет Господь: се Аз на пастыри, и взыщу овец Моих от рук их, и отставлю я от паствы овец Моих, и не будут пасти их пастыри, и отъиму овцы Моя из уст их, и ктому не будут им на изъядение (Иез.34:3-10).
36. Таким образом вполне уразуметь надобно, сколько опасности небрежно и нерадиво смотреть за подчиненными. Посему игумену надлежит быть самым сведущим и бдительным о спасении подчиненных, у каждого наблюдать его походку, телодвижения и одежду; неприличное обличать, руководить же к лучшему. Учители показывают ученикам очертания не букв только, но и едва заметных знаков препинания, и каждому знаку назначают его место. Подобно и настоятель должен внушать братиям даже до малости все относящееся ко спасению, и обязан указывать на ожидающие ленивых наказания, чтоб, став стеною, отделяли они виновного от невинного. В таком случае волки, видя попечительность пастыря, побегут от стада словесных овец.
37. Ни что не приводит так душу ко спасению и не делает ее столько бодрою к трудам, как если найдется учитель, который проповедует добродетель самым делом, по слову сказавшего: мене смотрите и такожде творите (Суд.7:17).
38. Но и нам учащимся надлежит не быть непослушными и прекословящими, но показывать всякое смиренномудрие пред Богом и пред людьми. А если случится, что наставник, хотя проповедует добродетель словом, но нерадит о делах; то по таковому поводу не дадим случая противнику развращать душу нашу. Но вспомним Сказавшего: на Моисеове седалищи седоша книжницы и фарисее: вся, елика аще рекут вам творити, творите: по делом же их не творите: глаголют бо и не творят (Мф.23:2.3).
39. Соблюдай себя во всякое время, чтоб не полагать преткновения или соблазна ближнему, страшась угрозы Сказавшего чрез Пророка: горе напаяющему подруга своего развращением мутным (Авв.2:15). И еще: сия глаголет Господь: се Аз разсужду между овцою и овном и козлом. Не довольно ли вам, яко на благой пажити пасостеся, и останок пажити попирасте, устоявшуюся воду пивасте, и останок ногами вашими возмущасте? И овцы Моя попранием ног ваших живяху и возмущенную воду ногами вашими пияху. Того ради сия глаголет Адонаи Господь: се Аз разсужду между овчатем сильным и между овчатем немощным. Ребрами и плещами вашими реясте, и рогами вашими бодаете, и всякое немощное пхасте. И спасу овцы Моя, и ктому не будут на разграбление, и разсужду между овном и овном (Иез.34:17-22). Итак не будем самолюбивы; ибо от самолюбия, как ветви какие, отраждаются пороки. Истребляется же самолюбие любовию, которая всех влечет к единомыслию, и связывает во едино. Любовь, - великое и драгоценное приобретение. Посему старайся не отпадать от любви. Итак, заботясь о своем спасении, пощадим собственные свои члены, представляя в себе ближнему образец добродетели, в вере, в любви, в терпении, в чистоте, в подчинении, в смиренномудрии, в страхе Божием, худыми хотениями не увлекаясь, но подвизаясь в трудах духовных. Ибо роскошь и покой противны совершенной жизни.
40. Пойдем путем узким и тесным, любя сокрушение сердца, чтоб пребывало в нас памятование смерти, и чтоб освободиться нам от осуждения. Ибо сказано: горе смеющимся, яко возрыдаете и восплачете (Лк.6:25). Блажени же плачущии ныне, яко тии утешатся (Мф.5:4). Заглянем в могилу и увидим тайны нашего естества, - кучу, лежащих одна на другой, костей, черепы, обнаженные от плоти, и прочие кости. Смотря же на них, увидим в них себя самих. Где красота настоящего цвета, где доброзрачность ланиты? Размышляя о сем, откажемся от плотских вожделений, чтоб не быть нам постыжденными в воскресение. Не нерадя же о себе, воспомяни и мою немощь в молитвах своих, чтоб Господь Бог воспомянул и меня, - червя и пепел, и избавил от мучений, уготованных грешникам, и удостоил веселия райского. Ибо благость Его, и правда, и щедроты Его на всех делех Его (Пс.144:9). Аминь.
41. Один брат рассказывал такое дело, слышанное им от другого брата: В одном городе жил некоторый человек, и он имел при себе наемника, которому доверял всякое свое предприятие. Наемнику пришла мысль идти в монашество. Хозяин его все почти делал, желая отклонить молодого человека от сего намерения, потому что был он понятлив в делах его; но не мог удержать у себя юноши. Таким образом молодой человек, отрекшись от мира, поступил в братство. Но по прошествии не многих лет начала одолевать его мысль возвратиться в мир, и оставив келлию свою, возвратился он к хозяину своему, под предлогом посещения. Хозяин раз и два принимал брата с удовольствием; в третий же приходит брат, сбросив с себя личину лицемерия, открыл хозяину таившуюся в нем страсть, сказав: "поелику не могу более нести на себе ига монашеской жизни: то умоляю тебя, господин, возьми меня с собой, и располагай мною по прежнему. Надеюсь же, что теперь понятливее я к делам, нежели прежде; а слыхал я от тебя, что намеревался ты и дочь свою отдать мне в жену". Но тот отвечал ему: "если и пред Богом не хранил ты совести, то сохранишь ли предо мной?" И брат, пораженный этим словом, как бичем, возвратился в келлию свою. Итак не будем ослабевать духом, перенося труды; потому что написано: сеющии слезами, радостию пожнут (Пс.125:5).
42. Для принятия заповедей Божиих имей простоту, а для отражения козней противника - хитрость.
43. Умно отдаляйся от вредных встреч, чтоб прекрасно покоился внутренний человек.
44. Не будь хитр и тяжел для других своим произволением, чтоб не запнули тебя, когда думаешь стоять твердо.
45. Упражняйся в негневливости, чтоб не упиться тебе без вина, отягчив себя пороком и гневом.
46. Не будь властолюбивым и небрежным, да не похулится Господь ради тебя.
47. Не проводи времени с лицедеями, чтоб не растлились мысли твои; потому что речи их весьма вредны. Стариков заставляют они поступать по-юношески; а молодых вовлекают в беззаконные дела.
48. Не слушай советов у людей худых; потому что они сделали себя рабами чрева и плотских страстей.
49. Блудник не может любить гнушающегося страстию, и вор - удаляющегося от неправды; но подобному себе прилепится муж (Сир.13:20).
50. Да не кажется тебе сладким удовольствие, чтоб не сделалось для тебя горьким мучение его.
51. Каждый день ожидай исшествия своего, и готовься к сему пути; ибо в который час не ожидаешь, придет страшное повеление; и горе не готовому! Прекрасно сокрушение сердечное; оно врачует человеческие души.
52. Когда кто плачет, тогда ни как не согрешит; и никто в сердечном сокрушении не замышляет зла. При сердечном сокрушении приходят слезы, а за слезами следуют умаление зла, удержание себя от худых дел.
53. Доискивайся, чем бы преодолеть сластолюбие; потому что предоставляется сие твоему деланию.
54. Убежищем от сластолюбия служит, - во первых, часто и трезвенно молиться, а потом предоставлять владычество уму и чистой мысли, не произносить бесчинного слова, не сообразного с приличною потребностью, в той уверенности, что Господь есть непогрешимый Судия. Внимательность ума и ожидание суда уничтожат внутреннее щекотание и иссушат усиливающуюся похоть; и в таковой душе произойдет тишина.
55. Держись того места, на котором живешь, сопротивляясь лености. Ибо не переменою и не расстоянием места, но внимательностию ума можешь укротить страсти. Нам нужно терпение, чтоб, волю Божию сотворше, сподобиться обетований (Евр.10:86). Предающийся унынию далек от терпения, как больной от здоровья. Посему добродетель познается не в унынии, но в терпении. Терпение же обновляется и укрепляется, когда ум занят созерцанием и помышлением о том. Ибо сим утучняемый ум приобретает силы, как тело от питания и чувственных снедей. Если же ум отступит от сей благодати и от сего достоинства; то действительно сделается бедным и немощным. Поэтому, свергнув с себя пристрастие к вещественному, упражняй ум в оном Божественном делании. И не будет потребности переносить тело с места на место, и изнурять оное странствованиями, без основательной причины и без дозволения начальников. Ибо царствие небесное внутрь вас есть (Лк.17:21).
56. В каком месте ни живешь, старайся быть не обременительным и безукоризненным, чтоб хорошо преуспевать тебе о Господе. Если же сделаешься презрителем; то смотри, чтоб на тебя, как на путеуказателя к негодным поступкам, не излилось уничижение от исправнейшего.
57. Радоваться и веселиться о преспеянии ближнего - это черта совершенства; признак же злонравия и лукавого расположения - скорбеть и быть недовольным, когда одобряют другого.
58. Почему неприятно тебе, человек, добрая слава о преуспевающем? Не спасешься ты тем, что тот или другой не получит спасения. Или будешь ты царствовать потому только, что многие изгнаны будут из царствия небесного? Не тебе одному найдется место в царстве небесном. Не тебе одному уготована райская радость. Почему же печалит тебя спасение многих? Итак не позорь дел чистой любви, и дел законного жития не заменяй досадою и суровым злонравием. Никто да не обольщает тебя, - ни человек, ни диавол, ни помысл, гнездящийся в сердце. Не возможное дело - довести до твердости добродетель, не растворив ее любовию. Ибо кто из вас будет иметь весь разум, и всю веру, яко и горы преставляти, по изречению Апостола (1Кор.10:2), любви же не будет иметь, то никакой не получит пользы, но останется далеким от прямой стези, ведущей ко вратам небесным. Поэтому имеем мы нужду во многих слезах, чтоб освободиться нам от уз ненависти, зависти, гордыни и всякой, диавольской скверны. Бесовское это расположение - оскорбляться доблестями преспевающих. В бесах внедрилась ненависть; им всего желательнее, чтоб все погибли совершенно. Святые же, подражая своему Владыке, желают всем человеком спастися, и в разум истины приити (1Тим.2:4); потому что, преисполнившись любви, возлюбили они ближнего, как самих себя.
59. Если ты целомудрен; не превозносись своим воздержанием, но в смиренномудрии моли Господа, чтоб до конца был твоим хранителем. Ибо не редко внезапное вторжение четвероногих в виноградник вдруг губило плод, по нерадению стража.
60. Если имеешь у себя богатство, не высоко о себе думай; потому что не избавился ты еще от опасностей и злоумышлений, а потому и наслаждение богатством не прочно, так как весьма скоро и непредвиденно может произойти перемена, по написанному: видех рабы на конех, и князей идущих, яко рабов на земли (Еккл.10:7).
61. Если хорошо у тебя сложены члены; то не надмевайся телесною крепостию; но рассуди, какими и сколькими опасностями окружено тело. Если видим людей, которые страждут неисцелимыми болезнями, и лишились членов, или одержимы нечистыми духами, то не такими родились они из матернего чрева; большая же часть из них внезапно стали такими; и вчера еще бывший цветущим возраст сегодня увядает, обезображенный с трудом излечимыми болезнями. Поэтому, оглянись и на себя, чтоб и тебе в скором времени не стать таким же, потому что и ты того же естества. Как скоро усмотрим что-нибудь скорбное в другом: будем в нем, как в зеркале, видеть и себя; потому что не знаем, что родит находяй день (Притч.27:1). Великой скорби и болезней исполнено тело наше. Потому, зная немощь естества своего, не будем гордыми и не сострадательными, но взаимною сострадательностью станет умилостивлять Создателя, Который может и сделать больным, и потом исцелить, низвести во ад, и возвести из ада. Если и попользуется не долго здоровьем тело наше; то не знаем, что родит находяй день.
62. Не превозносись над согрешившим, и не поощряй ко греху не согрешившего; то и другое вредно и опасно. Если же хочешь сделать себя полезным, то тому и другому покажи в себе образец добрых дел, проливая пред Господом потоки слез, чтоб и падшего восставил Господь, и стоящий не был уловлен грехом. Ибо един есть Судия, могий спасти и погубити (Иак.4:12).
63. Не возмущай собрания мужей подвижников, поющих Господу, увлекаясь высокомерными помыслами, чтоб не поразил тебя гнев Божий. Ибо грешить против Бога тяжело и непростительно. Дуси пророчестии пророком повинуются, несть бо нестроения Бог, но мира (1Кор.14:32.33).
64. Если ты молод; приучайся к молчанию и деятельности. Деятельность сделает тебя необременительным; а молчание сохранит неугасимым душевный свет, не попуская, чтоб он затмился пороком.
65. Во всяком месте и во всяком деле, каким бы ты ни занимался, да будет с тобою смиренномудрие. Ибо как тело имеет нужду в одежде, и когда тепло, и когда настает стужа; так и душа имеет всегдашнюю нужду в облечении себя смиренномудрием. Прекрасное и превосходное приобретение - смиренномудрие; об этом знают все, непостыдно носившие на себе иго его. Предпочти лучше ходить нагим и не обутым, нежели быть обнаженным смиренномудрия; потому что любящих оное покрывает Господь.
66. Как невозможно пловцам навсегда остаться на корабле, и путнику, остановившемуся в гостинице, не выйти из ней: так и нам невозможно вечно пребывать в жизни сей. Как там называются они - путником и пловцом, так и мы здесь - странники и пришельцы. Почему, взирая на сие мысленным оком, будем готовиться к представлению из сей жизни.
67. Когда увидишь себя украшенным и превознесенным добродетелями; тогда много нужно тебе смиренномудрия, чтоб, при сохранившихся в целости основаниях, и назданное на оных оставалось незыблемым и неразрушимым; в таком только случае плод твой будет в полной безопасности.
68. Изрываяй яму искреннему впадется в ню (Притч.26:27). И кто ставит сети своему учителю, тот нечестив и беззаконен; почему и осужден будет вместе с тем, кто Благодетеля и Учителя своего предал в руки беззаконных.
69. Не волосы и не одежда делают человека мирским, а худой нрав и наклонность к мирским и нечистым пожеланиям: потому что от них душа делается мерзкою.
70. Не пострижение и не одеяние делают монахом, но небесное желание и божественное житие; потому что в этом обнаруживается совершенство жизни.
71. Не возвеличивай себя прежде искушения; потому что постигшее искушение не редко пристыждает, по-видимому, стоявших твердо.
72. Думаю, что прежде искушения и не знаешь ты о себе, каковы твои силы. Почему надобно приводить ум в безопасность от вражеских нападений и бодрствовать.
73. Как огонь в плавильне испытывает золото и серебро; так в напастях изведываются души смертных, имея помощником Господа.
74. Не убоимся в искушениях, но смело простремся к почести вышнего звания о Христе. Ибо Господь венчает всех любящих Его.
75. Если покрываешь члены свои для того, чтоб не увидел кто их обнаженными; то и сам берегись смотреть на наготу другого, кроме нужды и болезни, чтоб в уме своем не отпечатлеть каких-либо неприличных образов.
76. Если, исполняя домостроительство, помазываешь елеем больного; то храни око, руки и язык, чтоб ни в чем не преступить пределов целомудрия; ибо это прилично благочестию.
77. С трепетом налагай руки на члены другого, как бы прикасаясь самой святыни. И действительно, храм Господень свят, дивен в правде: ибо сказано: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм 6о Божий свят есть, иже есте вы (1Кор.3:16.17). Итак, зная сие, всяцем хранением да блюдем сердце свое (Притч.3:23).
78. Берегись иметь худую привязанность к юноше; потому что многие растлили себя, сделались мерзкими и до крайности осуетились.
79. Когда ложишься спать, не подстилай под себя сверх потребности; потому что нега естественным образом может распалить тело и сильнее разжечь угль сластолюбия.
80. Кто спит в раззолоченных чертогах, на ложах слоновых и обложенных дорогими каменьями, тот ублажает препровождающих жизнь в трудах, хотя сам и не решается подражать им.
81. Так все делай, и так обо всем думай, чтоб угодить Богу; а если нет у тебя этой мысли, то потеряет свою цену всякое твое делание.
82. Люби труды в это краткое время, чтоб покоиться целые веки; потому что сам ты пойдешь туда, а дело твое останется здесь.
83. Если был ты тружником; то не скорби о приближении доброго сего преселения: потому что возвращающийся домой с богатством никогда не остается в печали.
84. Не искушай ближнего из сребролюбия, чтоб не принять тебе на себя греха за него; но размышляй о написанном: не бывайте мудри о себе (Рим.12:16); неправедницы царствия Божия не наследят (1Кор.6:9).
85. Не буди рука твоя простерта на взятие, но да простирается лучше для подаяния (Сир.4:35).
86. Будь долготерпелив, чтоб стать сильным и в благоразумии. Долготерпение - прекрасный дар; потому что изгоняет вспыльчивость, гнев и презрительность, приводит же душу в мирное состояние.
87. Если служил ты в воинском чине, у которого слава временная, отпадающая, как цвет на траве, и отрекся от этой мечтательной славы: то люби труды до конца, чтоб не был за тебя хулим Бог, когда неверные скажут: "и Бог не спас его!" Но, как сказал Господь, тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела: и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф.5:16). Но служащие в воинстве земного царя, если не покажут опыта своей храбрости против врагов, не получают от царя отличнейших даров; а когда и все сделают, не велики им оклады. Да что и говорить об оных? Это - тщеславие и услаждения для чрева. Но показавшие доблесть свою против лукавых духов причисляются к небесному царству; их радости нет и конца: потому что будут они как Ангелы на небесах.
88. Если пребываешь в общежитии, или безмолвствуешь, уединясь от всех; то не оставляй в нерадении искомого тобою, то есть, чистого сердца и сокрушенного духа. Кто приобрел сие, тот не будет уничижен Богом; пренебрегать же этим - великая опасность.
89. Не хвались, величаясь краснословием, но возвещай лучше действенное учение людей простых и некнижных, чтоб стать тебе учеником Апостолов Господних; а хвалиться внешнею мудростью запрещено, особливо христианам. Хваляйся же, о Господе да хвалится (2Кор.10:17).
90. Во одеянии риз не похвалися (Сир.11:4), помня милоть Илиину и вретище Исаиино, как написано: иди и сверзи вретище с чресл своих и сандалия твоя иззуй с ног твоих (Ис.20:2). Не забывай и Крестителево одеяние. Посему не пышностью одежды обращай на себя взоры, но в добрых делах да просветится свет твой пред всеми, чтоб прославился Господь.
91. Рассуждая о вере, смотри, делаются ли тобою дела веры. А если любишь только говорить и слушать; то тебе будет сказано написанное: хощеши ли разумети, о человече суетне, яко вера без дел мертва есть (Иак.2:20)? Ибо действительно мертвы все те, которые, по словам Апостола, Бога исповедают ведети, а делы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви, и на всяко дело благое неискусни (Тит.1:16). Посему имей смиренный образ мыслей, чтоб, превознесшись в высоту, не разбиться тебе в страшном падении. Каждый день умоляй Бога, взывая к Нему: положи хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих: не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех с человеки, делающими беззаконие (Пс.140:3.4). Ибо язык мал уд есть, и вельми хвалится (Иак.3:5).
92. Отписание имуществ, орудия казни, угрозы смертью поколебали многих. Одни чрез это получили венцы, а другие по сребролюбию оказались предателями. Одни из тщеславия пренебрегли истиною, а другие по страсти сластолюбия впали в беззаконие. И те только одни победили имущаго державу смерти, сиречь диавола (Евр.2:14), которые имели в себе Господа; потому что победа наша - Господь. Посему, преуспеваешь ли в добрых делах, не высокомудрствуй; осуждаешь ли себя во многом, не отчаивайся в своем спасении. Ибо блажен тот, кто не только хорошо начал, но и окончил неукоризненно. Потому не предадимся праздности в продолжение целого дня, но начнем хорошо работать, хотя и во единонадесятый час, чтоб и нам сподобиться принять пенязь из руки Господней (Мф.20:6.9).
93. Если имеешь при себе ученика, и он по нерадению своей невнимательности выйдет из-под ига благочестия: то не дивись сему, и не давай унынию долго тревожить ум твой, чтоб и себя не сокрушать, и его не оставить без пользы, но приведи себе на мысль служителя Пророка Елиссея. Если же впал он в великий порок; то рассуди, что и Апостол сделался предателем. Да и кто будет столько неблагонамерен и злочестив, чтоб причину его падения приписать учителю, а не худому произволению ученика? Бог сотворил человека свободным, почему и предназначены ему почести и наказания, именно же, хорошо подвизавшимся почести и венцы, а преступникам и небрежным - наказания и мучения. Ибо есть грех к смерти (1Ин:5:16); смерть же готовит себе тот, кто коснеет в пороке, и от запрещенных дел не переходит к лучшей жизни.
94. Когда заметишь в себе, что скучно для тебя чтение Божественных Писаний, и не охотно слушаешь духовные наставления; тогда знай, что душа твоя впала в тяжкую болезнь. Ибо это - начало зломудрия, которым болевшие пожали плод смерти.
95. Занимающиися кузнечным искусством не бегают ни от пепла, ни от стука молота, ни от клокотания огня, но, взяв кусок железа, при старательности и терпении выделывают из него благопотребные сосуды. Посему и мы не будем терять бодрости, при взаимном обещании друг друга, чтоб и нам, из недостойного выработать честное, удостоиться оного наименования и преестественной славы. Ибо написано: аще изведеши честное из недостойнаго, яко уста Моя будеши (Иер.15:19), и блажен, иже имеет племя в Сионе и южики во Иерусалиме (Ис.31:9).
96. Божественными водами орошай душу свою, чтоб и процвела, и принесла она плод в правде. А нам также надобно стремиться к душевной пользе, как - животные, живущие на суше, бегут на зелень пажитей. Когда душа здорова; тогда и тело имеет крепость для благих трудов. А если душа потерялась в скверных помыслах; то и тело по необходимости растлится пороком. Потому блажен кто в этом мире хорошо пользуется свойственным жизни: потому что богатым отходит он в жизнь не стареющуюся, которую да сподобит Бог улучить всем нам, по молитвам всех благоугодивших Господу нашему Иисусу Христу! Аминь.
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1. Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 // Творения иже во святых Отца
нашего Ефрема Сирина. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907,
сс. 319-340.
Copyright © 2001-2004, Pagez,
webmaster(a)pagez.ru |