Начало: Святоотеческое наследие |
По сл. пер. Ч. II. сл. 18.
Скорбью подавленная душа приступает к Тебе, святый Владыка, и со слезами предстает, жалуясь на губителя, врага, и со всяким смирением припадает, прося защиты от угнетающего ее сопротивника. Поелику без стыда приступает она к Тебе; то выслушай ее вскоре, и внимательно посети ее, с любовью к Тебе прибегающую. Если презришь ее, подавленную скорбью, то она погибнет. Если замедлишь выслушать ее утесненную, то оскудеет она в силах. Но если по щедротам Своим посетишь, то обретется; если призришь на нее, то спасется; если услышишь ее, то укрепится в силах. Поревнуй о ней; потому что она обручена с Тобою. Обручил же ее с тобою Апостол Павел, который сказал, что Ты бессмертный ревнитель (Евр.12:29 и Втор.4:24). Не презри ее, чтоб враг не подумал, что Ты в разводе с нею, и отослал ее от Себя. Накажи меня, Господи, по щедротам Твоим, и не предавай меня в руки губителя. Вот отвсюду собрал я мысли свои, и не могу перед Тобою припомнить чего-либо доброго, исключая одного, что не знаю другого Бога, кроме Тебя.
Благодать врачеваний Твоих - безмерная широта, и всем приходящим к Тебе подает она исцеление; потому что язвы мои часто бывают уврачеваны Твоими щедротами, и снова загнивают по моему нерадению. Теперь, пока здоров, забыл я врача, и врач забыл меня в недуге моем. Что грехи мои огорчают Тебя, знаю это; и что, помилованный, прогневляю Тебя, и сие также не безызвестно мне; не забываю и того, что Ты поддерживаешь меня Своим милосердием; потому что и сердобольная матерь, отвергаемая собственным своим детищем, не в состоянии презреть его, будучи препобеждаема своею горячностью к нему. А если она так поступает; то кольми паче Твое милосердие. Вот, Владыка, и сердоболие птицы изливается на птенцов ее, и она каждый час навещает их, приносит им пищу, трудится, чтоб накормить их; потому что преодолевается горячностью. Если же бессловесные так сердобольны, то кольми паче благодать Твоя, тысячекратно препобеждаемая милосердием, милует приходящих к ней и истинно ищущих ее. Вот еще и источник, полный вод, непрерывно струясь, обильно подает питие всем, приходящим к нему, и не имеет недостатка в похвалах человеческих. Но не за то хвалит человек, что даром подает ему питие, а за то, что в нем прославляет Тебя; так как явно, что по благодеянию благодати Твоей подает он питие. Ибо вот источник изображает собою беспредельное море Твоих щедрот. Ты изобильно питаешь небесные Силы, и наделяешь пищею всякое дыхание на земле, не имея нужды в похвалах и прославлении всей твари, прославлен Ты в сущности величия Твоего, и в велелепии славы Твоей. Любовь Твоя, желая нашего спасения, сама преклоняется к нам, чтобы мы, прославляя ее, в ней же спаслись; ибо уверен я, что сама любовь благодати Твоей приемлет и защищает приходящего к ней. И как Предведец, Владыка, видишь Ты, совершенно ли совлекся он мира, и прежде, нежели придет он к двери, отверзаешь ему; прежде нежели припадет, простираешь к нему руку; прежде нежели источит слезы, повергаешь на него щедроты Свои; прежде нежели исповедует долги свои, даешь ему прощение. Не обвиняешь, не говоришь: "куда расточил ты время? Почему пропустил ты срок?" Не спрашиваешь о количестве в рукописании грехов его. Не помнишь, что прогневлял Тебя нерадением своим; не упрекаешь за пренебрежение Твоими благодеяниями, но, предвидя смирение, плач и сердечное расположение, возглашаешь: "выньте одежду первую, и облецыте его, заколите тельца упитанна, на упокоение и веселье; пусть соберутся Ангелы, и радуются обретению погибшего сына и возвращению заблудшего наследника" (Лк.15:22.27). Как встречают купца, возвратившегося домой с великим богатством, так благодать Твоя приемлет грешника, от всей души к Тебе приходящего. Ибо любит видеть слезы, жаждет видеть покаяние, радуется рачительности старающихся покаяться.
Посему и на мне покажи великое Свое милосердие, и дай мне отдохновение от угнетений губителя. Ибо, изъязвив меня, стоит и насмехается он надо мною. И как ученики на море пришли и пробудили Тебя, и от благословенного гласа уст Твоих перестала буря ветряная, и утихло смятение волн: так услыши слезы мои, которые день и ночь пробуждают Тебя. Трудясь двенадцать лет, мнимые врачи не в состоянии были уврачевать течения крови, и были более мучителями, нежели целителями. Но чего они не могли дать, то подал Сам Ты; что огласили они неисцелимым, то сделал Ты здравым, и без труда даровал исцеление. Надеясь укрыться, тайно приступила кровоточивая к воскрылию одежд Твоих; приступила, не коснулась святого тела, и одеяние Твое подало ей исцеление, и безбедное освобождение от многих врачей. Освободи, милосердый Врач, и мою подавленную скорбью душу от стыда и укоризн угнетающего меня врага. Покажи на членах моих великую премудрость Твою, соделай язвы мои неоскверненными, и покрой их красотою добродетели; и о благодати Твоей, безгрешный Агнец, закланный за спасение мира и умиротворивший небо и землю, провозвестится, что она спасла меня. Не отвергни меня за то, что приступил к Тебе без стыда, и не скажи мне: "что потерпел Ты ради меня?" В тот страшный и трепетный день скажешь Ты нам грешникам: "знаете ли, что потерпел Я ради вас? Невидимый стал вам видим; бессмертный за вас осужден; безгрешный за вас заушен; и таким образом распинаемый не гневался; посмеваемый не проклинал; Я Владыка, недоступный никакому греху и обвинению, ради вас претерпел все это. А вы, виновные, потерпели ли что за Меня? Посему никто из вас не имеет оправдания".
Воспомяни, Господи, что все сие претерпел Ты ради нас, по Своему милосердию, по Своей благостыне и правде, а не по нашим заслугам. Ибо, как тогда предан Ты был за нас, святый, безгрешный, так и ныне тот же Ты Владыка: потому что не изменилось милосердие Божества Твоего, какое имеешь по естеству; а мы, и тогда были нечестивы и лукавы, и ныне грешны и немощны. Посему не отнимай у нас того дарования, какое даровано нам, по Твоему милосердию. Ибо, если бы тогда искупил Ты нас, по нашей правде, а ныне, когда согрешили мы, стал за сие гневаться и отъял руку Свою: то по справедливости сказали бы мы, Святый, что как тогда искупил Ты нас, по правде нашей, так ныне, потому что согрешили мы, отступил Ты от нас. Но как выше сказал я, и тогда были мы нечестивы, и теперь мы грешны. Посему дар, какой даровал Ты нам, по человеколюбию Своему, да утвердится в нас до конца.
Я - душа подавленная скорбью еще и еще вопию к Тебе, Владыка, и нахожусь вынужденною жаловаться Тебе на врага моего. Воззри, Владыка, будь моим прибежищем, и запрети грабителям его; потому что всякий час нападают на меня, и не разумею того; расхищают меня, и не знаю сего; рассевают меня, и не сокрушаюсь о том; препятствуют мне призвать Тебя на помощь, так как знают, что, если возопию к Тебе со слезами и плачем, то не оставишь Ты меня. Увы, какой у меня противоборник на поприще моем! Блаженнее я, что такой у меня Искупитель и Мздовоздаятель за подвиг! Василиск - страшный зверь и по взгляду и по свирепости; а этот змий лукавее его в том и другом, и в борьбе и бесстыдстве. Ты, святая сила, поглотившая жезлы, превращенные в змиев, запрети и сему змию, потому что нагло ко мне приступает, и наглостью борьбы своей приобретает сокровище выдерживающим его нападение; и в скорби, какую причиняют угрозы его, сокрыто блаженство. Радость века сего полна печали; а скорбь и воздыхание доставляют радость и жизнь вечную. Всегда был я немощен, Владыка, и теперь немоществую; непрестанно призирает на меня благодать Твоя и врачует меня, а я ежечасно унижал, и унижаю цену врачевств ее. Поелику врачевства благодати Твоей неоцененны, то даешь их даром; и поелику даруешь их за слезы, то и мне за слезы мои даруй врачества души моей.
Всякому известно, что век сей подобен поприщу, и что со всеми вступает в борьбу сильный змий. Иными побеждается он и попирается, а иных побеждает и попирает; иными бывает низложен и осмеян, а иных сам низлагает и осмеивает. Одни за борьбу с ним увенчиваются, а другие в борьбе с ним уступают над собой победу; одни за горечь его приобретают сладость вечной жизни; а другие за сладость его и за свое расслабление обретают горечь вечного мучения. Одни высокою своею нестяжательностью удобно преодолевают его, а других преодолевает он привязанностью к земному. Для любящих Бога всею душою брань с ним то же, что и ничто, а для любящих мир, она трудна и невыносима. Блаженны возлюбившие Бога и из любви к Нему всем пренебрегшие. Блаженны плачущие день и ночь, чтоб избавиться от грядущего гнева. Блаженны добровольно унижающие себя; потому что там будут возвышены. Блаженны воздержные; потому что их ожидают райские утехи. Блаженны изнурявшие тела свои бдением и подвигом; потому что им уготовано радование в раю. Блаженны добровольно соделавшиеся храмом Святого Духа; потому что они станут одесную. Блаженны стяжавшие любовь Божию в душах своих; потому что нарекутся они христолюбцами. Блаженны распявшие самих себя; потому что помышление их день и ночь было о Боге. Блаженны препоясавшие чресла свои истиною, имеющие светильники свои готовыми и ожидающие Жениха своего, когда возвратится Он с брака. Блажен, кто приобрел созерцание будущих благ и вечного мучения мысленными очами и прилежно потрудился улучить вечные блага. Блажен, кто непрестанно имеет пред очами страшный оный час и заботился благоугождать, пока есть еще время. Блажен, кто на земле был бесстрастен, как Ангел, чтоб в оный день возрадоваться с Ангелами.
Итак постараемся, братия, на горнее взирать, о горнем помышлять, горнее представлять себе, о горнем рассуждать, горнее помнить, горнее изучать, о горнем мудрствовать, о горнем говорить, горнее делать, горним заниматься, вполне и всецело быть в общении с горним, и не склонять взоров к дольнему, где удовольствия, где похоти века сего суетного и смертоносного. Но прекрасно всегда всматриваться оком сердечным, чтоб не запало чего-либо в зеницу ока, или лукавого помысла, или иного чего не благоугодного Владыке Богу, и не омрачило ума.
Но послушай, читатель! (о себе говорю это) есть у нас, о чем всегда можно подумать, есть у нас Ангелы, есть Архангелы, есть Силы, есть славы Господств, есть Херувимы, Серафимы, мы сами, Владыка всех, Бог, прекрасное и святое имя, есть у нас Пророки, есть Апостолы, есть святые евангелия, словеса Божии, есть у нас мученики, все святые, есть исповедники, есть святые отцы, патриархи, есть пастыри, есть священники, есть небеса и все, что на них. Вот что, и вот о чем помышляй и будешь сыном Владыки Бога, по благодати и человеколюбию Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, ныне и всегда и во веки веков! Аминь.
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1. Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 // Творения иже во святых Отца
нашего Ефрема Сирина. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907,
сс. 245-251.
Copyright © 2001-2004, Pagez,
webmaster(a)pagez.ru |