Начало: Святоотеческое наследие |
Приидите все, братия, и послушайте меня, малейшего Ефрема. Собственный свой помысл поставим судиею, чтобы изведать нам сердце свое, точно ли так ходим, как говорят богодухновенные Писания. Не будем уничижать Духа Святаго, Которым мы знаменались (Еф.4:30). И если кто сознает в себе добрые дела, то да потщится приумножить благодать, какую в смиренномудрии приял он от Человеколюбца. А если дознано, что мы во грехах, то почему нерадим, христолюбивые братия?
Вот, постигнет нас, братия, тот день, в который омрачится свет солнечный, и спадут звезды, в который небо свиется, как свиток, в который загремит великая труба, и страшным звуком пробудит всех от века мертвецов, в который, по гласу Судии, опустеют таинницы ада, в который явится Христос на облаках со святыми ангелами судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его. Ибо действительно страшно Христово во славе пришествие. Чудное дело, христолюбцы, увидеть, что небо внезапно раздирается, земля изменяет свой вид, мертвые восстают. Земля представляет тело человеческое, каким прияла его; хотя бы растерзали его звери, пожрали птицы, раздробили рыбы, не оказывается недостатка даже и в волосе человеческом пред Судиею, потому что каждого прелагает Бог в нетление. Все приемлют тело, сообразное собственным делам своим. Тело праведных сияет седмь крат паче света солнечного; а тела грешников оказываются темными и исполненными зловония; и тело каждого показывает дела его, потому что каждый из нас дела свои носит в собственном теле своем. И тогда совершится тяжкое испытание дел наших. Согрешал ли кто из нас словом или помышлением, все это станет тогда вокруг его; сделал ли что доброе, а также и худое, все это ясно увидит; куда ни устремить взор, везде будет видеть дела свои. Итак, братия возлюбленные, употребим усилие, избежать укоризны и страшного стыда, какой встретит тогда всех грешников; употребим старание быть причастниками тех благ, какие уготовал Бог всем праведным, ихже око не виде, и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша (1Кор.2:3), в няже желают Ангели приникнути (1Пет.1:12). Когда Христос приидет с неба, тотчас неугасимый огонь потечет всюду пред лицем Христовым, и покроет все. Ибо потоп, бывший при Ное, служил образом сего неугасимого огня. Как потоп покрыл все вершины гор, так и огонь тогда покроет все. Тогда всюду потекут ангелы, и всех святых и верных восхитят во славе на облаках во сретение Христово. И так постараемся, друзья, оказаться достойными сего восхищения, неукоризненными и неурекаемыми предстать страшному и в трепет приводящему судилищу. Блажен, кто на облаках сретит Царя славы; напротив того, злосчастен, кто лишен будет сего восхищения, ибо невосхищенные на прославленных облаках, тем самым, покажут, что они нечестивые грешники.
Итак, не будем нерадивыми, христолюбивые братия; ибо, вот, поприще открыто для всех. Посему, пока есть у нас время, постараемся покаяться; препобедим гибельные телесные страсти и душевное сластолюбие, подобно целомудрому Иосифу, не телом только, но и помыслом; потому что совершенный муж до такой степени поспешает уцеломудрить себя. Ибо кто взирает на жену, ко еже вожделети ея, тот уже любодействова с нею в сердце своем (Мф.4:28). Часто телесные действия прерываются по многим причинам, и человеческий страх нередко предотвращает их; действия же ума производятся небоязненно, и без труда приходят в исполнение. Так, например, нередко кто-нибудь из вас, друзья, обращал невоздержный взор и увлекался своим помыслом, но потом тотчас проходит мимо. Таковой уподоблялся подстреленной серне, которая нередко избегает из рук у ловцов, но уходит, унося в себе вонзенную стрелу. Ибо кто из вас побежден помыслом, тот уже не целомудр пред Богом. Если бы не страх людской и не стыд, человек вместе с душою своею часто растлевал бы и тело. Посему он не увенчается уже, как целомудренный, но если не покается, непрестанно будет нести наказание, как человекоугодник. А если и был он когда-нибудь завлечен и побежден своим помыслом, то уврачует язву свою покаянием.
Итак, братия, будем избегать злого пожелания. Оно и Еву лишило славы, и она пожелала вкусить единой снеди. Оно и потоп навело на мир: ибо видеша их сынове Божии (Быт.6:2), и постыдным образом осквернились с дщерями человеческими. Оно сделало, что египтянка вознеистовствовала на целомудрого Иосифа; но сей юноша, боясь Бога, препобедил заключенного с ним аспида. Оно сделало своим пленником доблестного и непреоборимого назорея Сампсона. Прежде растерзал он кровожадного льва и низложил тысячи ослиною челюстию, но когда пожелал жить вместе с ехидною, тотчас пали власы с назорея, немилосердо лишен он зрения очей, и вскоре сделался посмешищем для всех. А также и Давид убил Урию; ради вожделения умер и Навуфей. Оно жалкого Иуду довело до того, что предал Христа, своего Владыку. Посему блажен, кто стал победителем всякого вожделения слухом и зрением, осязанием и обонянием, и, украшенный венцем целомудрия, принесет его пред страшное и в трепет приводящее судилище. Приидите, вкупе поклонимся Христу, единогласно взывая: Аллилуия! Приидите, все прославим Его. Аминь.
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3. Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского Патриархата, 1994, сс.141-143. // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад.
Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Copyright © 2001-2004, Pagez,
webmaster(a)pagez.ru |