Начало: Святоотеческое наследие |
Вопрос. Что значит слово Писания: ничтоже до внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем (1Тим.6:7)?
Ответ. Думаю, что сим выражается следующее: ничтоже внесохом в мир сей, ниже изнести что можем, потому что все принадлежит Создателю, а мы пресельники и пришлецы (Пс.38:13). Если есть у кого богатство в руках и достаток, то не полновластный он господин сего, а только приставник; потому что и сам получил сие от другого, и опять после него перейдет сие в наследство другому, по повелению Создателя. А поэтому надлежит исповедывать милость Давшего.
Сие то зная, мудрые приставники не вознерадят о деле правды, желая сподобиться оного ублажения. Ибо Господь говорит: Блажен раб той, егоже, пришед господин его, обрящет тако творяща: Аминь глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его (Мф.24:46.47) за то, что устроил словеса своя на суде, почему в век не подвижится. А Святый Дух говорит: Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится. В память вечную будет праведник. От слуха зла не убоится: готово сердце его уповати на Господа: утвердися сердце его, не убоится, дондеже воззрит на враги своя. Расточи, даде убогим; правда его пребывает в век века: рог его вознесется в славе. Грешник узрит и прогневается, зубы поскрежещет и растает. Желание грешника погибнет (Пс.111:5-10). Праведник же в память вечную будет и от слуха зла не убоится. Какой это злой слух? Думаю такой: да возьмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис.26:10), и: связавше ему руце и нозе, вверзите непотребного раба во тму кромешнюю (Мф.22:13); и: идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф.25:41). Праведник же вместо сего услышит: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего (23).
Посему Господь, Податель благ, повелел не иметь пристрастия к житейскому, сказав так: никтоже может двема господинома работати; и: не можете Богу работати и мамоне (Мф.6:24); и: не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут (19). Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (21). И еще говорит: продадите имения ваша, и дадите милостыню. Сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех (Лк.12:33). И еще: и Аз вам глаголю, сотворите себе други от мамоны неправды, да егда оскудеете, приимут вы в вечныя кровы (Лк.16:9). Ибо надеющиися на силу свою, и о множестве богатства своего хвалящиися (Пс.48:7), яко человецы умирают, и яко един от князей падают; потому, что не сохранили приверженности ко Господу (Ис.81:7); терпящие же Его, тии наследят землю (Пс.37:9); потому что слово в них и свет, и соль, и сила, по изречению Господню: вы есте соль земли и свет мира (Мф.5:13.14).
Потому и мир стоит доныне, что имеет в себе сию соль и сие светило. Ибо из рода в род есть служащие Господу, иначе и мир не стоял бы. Аще же сказано, соль обуяет чим, исправится? Ни во чтоже будет к тому, точию да изсыпана будеть вон, и попираема человеки (Мф.5:13). Поелику в Содоме не нашлось таковых людей, кроме одного токмо, то город погиб в одно мгновение. Но поелику был еще с ними праведник, то всемогущая Рука не посылала на них гнева, пока и его не взяла из среды их. Посему блаженна страна, блажен город, блаженно поколение, в которых много праведных; гораздо же блаженнее сами праведники, чрез которых спасается мир, потому ублажения и похвалы соблюдаются праведным.
Посему, отложив дела несвойственные праведности, поревнуем житию праведных, чтобы с ними наследовать нам похвалы, став светом, и солью, и градом Великого Царя, да будет Он нашею похвалою, яко в руце Его концы земли (Пс.92:4). Он, по слову Псалмопевца, дает снег, яко волну; мглу яко пепел посыпающаго: метающаго голоть свой, яко хлебы, противу лица мраза Его кто постоит? Послет слово Свое, и истает я: дхнет дух Его, и потекут воды (Пс.147:5-7). Тогда земля, благоухая для зрения, облекается, по Божию повелению, в свое благолепие и услаждает зрителей, как с дорогими камнями позлащенный сосуд; порхающие птицы, услаждаясь ясностью воздуха, выводят стройные звуки; скачут четвероногие по долинам, потому что долины пустынные покрылись злаком, и восхищенные пастухи радуются дарам Господним. Реки после бурного и неумеренного стремления вод протекая безмолвно, увеселяют наводняемые ими места, и рыбы играют при солнечном сиянии; дерева, лишенные дотоле листьев, одеваются цветами и при обилии плодов стоят, украшенные листьями. Горы, и холмы, и долины, и вся земля, пестрея цветами, возвещают славу Господню, потому что Господь, как невесту, облек землю в убранство. И мы, сыны человеческие, сложив с себя зимнюю угрюмость, веселимся, насладившись благорастворением воздуха и обилием плодов. Так сотворим мы и плоды правды, благоприятное Господу, чтобы иметь нам дерзновение сказать Создателю: возвеселится Господь о делех Своих (Пс.103:31). Ибо Господь действительно веселится о делающих правду.
Итак никто да не превозносится суетною мудростью, или силою, или богатством, потому что все посохнет, как трава. Хваляйся же о Господе да хвалится (1Кор.1:31). Что выше или досточестнее у людей царской диадемы? И она не век на главе у человека, потому что род за родом переходит с одной главы на другую. Что же есть у царя такого, что не Богом дано? Не Сам ли Господь сотворил небо, и землю, и все, что на них? Не Сам ли создал воду, на которой основал землю? Чем же таким владеет царь, что дано не Господом, Который властвует над телами и оружиями и сокровищами? Но скажи, кто же сотворил сие, кто размножает живых, тварей чрез чадородие и обилие потребного, которым пользуется, и уменье приготовлять оружия? Не Сам ли Господь, животворящий все? Кто рудокопам в рудокопнях запасает руды? Не Сам ли Господь? Кто взором приводит в колебание землю, как лист или прут, плавающий на воде? Не Сам ли Господь? И как ни легко сие в очах Его, однако ж от колебания земли смятутся и возболезнуют обитающие на ней. Если же и все у нас есть, - и золото, и серебро, и одежда, и слуги, и служанки, и стада волов, овец, коней и верблюдов, но не велит Он воссиять солнцу, - все вменится ни во что. Мудрый объюродеет, сильный изнеможет, богатый обнищает.
Итак, справедливо будет признаться, что никто ничего не имеет у себя, но все принадлежит Создателю. Мы же знаем немощь свою. И как сами, смотря на остов или череп прежде усопших, воздыхаем, так и те, кто будет после нас, увидев наши кости, примут печальный вид; потому что все мы сыны человеческие составлены из той же персти.
Итак, зная все сие, братие возлюбленные Господом, смирим души свои под крепкую руку Божию, чтобы возвысил нас Бог во время посещения. Возненавидим тщеславие и высокомерие, которое неразумно; будем бегать гордыни, потому что Бог ей противится. Возлюбим смирение, чтобы, когда соделаемся кроткими, Господь научил нас путям Своим. Сколь многие властвовали во вселенной от сложения мира, и все почивают под грудою земли, и никакого нет различия между костями царя и пленника, владетеля златоуздой колесницы и ходившего на собственных своих ногах, питавшегося роскошно и жившего в нищете, благообразного и безобразного, истребителя и истребленного. Но все спят под грудою земли, пока не вострубит святая труба, которая пробудит мертвецов от начала века, да приимет кийждо содеянная с телом блага или зла (2Кор.5:10).
Великое чудо, братия, видеть вдруг гробы отверстые по гласу трубы, пробужденных мертвецов и всех, почивших от Адама до оного часа, восстающих вместе в одно неуловимое мгновение ока, видеть Ангелов, которые носятся с громогласною трубою и собирают праведников от четырех ветр, от конец небес до конец их (Мф.24:31). Оный глас оживотворит всех от первого до последнего, и никто из людей не останется не оживотворенным, одни воскреснут в воскрешение живота, другие в воскрешение суда (Ин.5:29).
Слыша же о воскресении мертвых, не усомнимся в сем, христолюбивые братия; потому что все возможно Богу, и ничего нет для него невозможного. Вверженных в огненную пещь и, как в гробе, сокрытых во пламени сохранил Он невредимыми; не только волос их не опалился, но даже не осталось на них вони с таким усилием возгнетенного пламени. Так и мертвые восстанут нетленными, и не только волос не потерпит утраты, но не окажется в них и вони тления, после столь продолжительного времени от их успения; потому что все возможно Богу, и ничего нет для Него невозможного. Послушай же, что говорит и пророк Иезекииль: И бысть на мне рука Господня, и изведе мя в Дусе, и постави мя среде поля, се же бяше полно костей человеческих, и обведе мя окрест их около, и се, многи зело на лицы поля, и се, сухи зело. И рече ко мне: сыне человечь, прорцы на кости сия и речеши им: кости сухия, слышите слово Господне. Сия глаголет Господь костем сим: се, Аз введу в вас дух животен и дам на вас жилы, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам Дух Мой в вас, и оживете, и увесте, яко Аз есмь Господь. И прорекох, якоже заповеда ми Господь. И бысть глас внегда ми пророчествовати, и се, трус, и совокупляхуся кости, кость к составу своему. И видех, и се, быша им жилы, и плоть растяше, и протяжеся им кожа верху, духа же не бяше в них. И рече ко мне: прорцы, сыне человечь, прорцы о дусе, и рцы духови: сия глаголет Адонаи Господь: от четырех ветров прииди, душе, и вдуни на мертвыя сия, и да оживут. И прорекох, яко же повеле ми, и вниде в ня дух, и ожиша и сташа на ногах своих, собор мног зело. И рече Господь ко мне, глаголя: сын человечь, сия кости весь дом Израилев есть, тии глаголют: сухи быша кости наша, погибе надежда наша, убиени быхом. Того ради прорцы и рцы к ним: сия глаголет Адонаи Господь: се, Аз отверзу гробы ваша, и изведу вас от гроб ваших, и введу вас в землю вашу. И увесте, яко Аз есмь Господь, внегда отверсти Мне гробы ваша, и возвести вас от гробов ваших, людие мои: и дам Дух Мой в вас, и живи будете, и поставлю вы на земли вашей, и увесте, яко Аз Господь: глаголах и сотворю, глаголет Адонаи Господь (Иез.37:1-14). Почему Господь наш и Бог Иисус Христос пришедши божественными устами изрек: аминь, аминь, глаголю вам, яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут (Ин.5:25). И еще: не дивитеся сему; яко грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Его, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (27.28). Ибо написано: Вонми небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих. Да чается яко дождь вещание мое, и да снидут яко роса глаголи мои (Втор.32:1.2). Это роса, восставляющая и оживотворяющая мертвых, как и другой пророк взывает, говоря: воскреснут мертвии и возстанут, иже во гробех, и возрадуются, иже на земли; роса бо, яже от Тебе, исцеление им есть (Ис.26:19). Ибо все возможно Богу, и ничего нет для Него невозможного. Люди ли, земля ли, широта ли морей, бездны ли, или иная какая тварь, - все в руке Его; и все, как ничто. Да убедит тебя в этом Пророк, который говорит: Кто измери горстию воду, и небо пядию, и всю землю горстию? Кто постави горы в мериле, и холми в весе (Ис.40:12)? И еще говорит: Вси языцы, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася, и аки плюновение вменятся. Дубрава же Ливанова не довольна на сожжение, и вся четвероногая не довольна на всесожжение, и вси языцы, яко ничтоже суть, и ни во чтоже вменишася (15-17). Аввакум же говорит: Господи, слышах слух Твой, и убояхся; Господи, разумех дела Твое, и ужасохся (Авв.3:1.2); ибо написано: Вскоре, во мгновении ока, в последней трубе; вострубит бо, и мертвии возстанут нетленни, и мы изменимся. Подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие. Егда же тленное сие облечется в безсмертие, тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою. Где ти смерте жало? где ти аде победа (1Кор.15:52-56)?
Да не плачет бедный, и не надмевается богатый; да не бесчестится немощный, и не превозносится сильный; да не тревожится раб, и не хвалится господин. Все мы из земли, и в перст разрешится наше тело до того времени, как приидет Господь, Который оживотворит тела наши. Да восхвалятся праведные, и да веселятся о Господе; ибо блаженны все, которые окажутся тогда достойными оного благословенного гласа: приидите благословеннии Отца Моего, от сложения мира, наследуйте уготованное вам царствие (Мф.25:34). Итак, потерпите делающие правду и подъемлющие труды за истину Божию. Ибо труды временной жизни приобретут вам великое дерзновение в жизни будущей; и нужды настоящей жизни будут для вас в упокоение, возвышение и похвалу в жизни будущей, и нынешний плач обратится для вас в утешение и покой. Ибо написано: Блажени вси пребывающии в Нем. Зане людие святии в Сионе вселятся (Ис.30:18.19). Тогда снова исполнится написанное: Се, работающии Ми возрадуются, вы же посрамитеся; се, работающии Ми возвеселятся в веселии сердца, вы же возопиете в болезни сердца вашего, и от сокрушения духа восплачетеся. Оставится бо имя ваше в насышение избранным Моим, вас же избиет Господь; работающим же Ему наречется имя новое, еже благословится на земли (Ис.65:14-16). И еще говорит: Забудут бо печаль свою первую, и не взыдет им на сердце. Будет бо небо ново, и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдут на сердце их, но радость и веселие обрящут на ней (16-18).
А я грешный размышляю сам в себе, какие блага уготованы праведным, и какой гнев ожидает грешных, и сам о себе небрегу; и поелику не сознаю в себе доброго дела, такой глас воссылаю к благому Богу и Искупителю: Боже, милостив будь ко мне грешному! Оный мытарь был выше моей худости, и стоя на ногах, смотря долу и бия себя в перси; умолял Тебя; а я, который превосхожу его грехопадениями, пав лицом на землю, и ударяя челом в пол, взываю к Милосердому, Пречистому, и Страшному: Боже, милостив будь ко мне грешному и недостойному! Да не будет мне в осуждение, что недостойным языком своим и нечистыми устами своими дерзаю произносить святое и препетое во веки имя Твое. Напротив того, призывание имени Твоего, Господи, да будет мне в просвещение и освящение плоти и духа. Курение фимиама, восходя вверх, наполняет дом благоуханием, тем паче памятование о Тебе, Господи, сладчайшее меда и сота, святынею и просвещением наполняет душу в ведении вожделевающих Тебя Спасителя. Дай мне, Господи, желание спасения Твоего, как земле жаждущей и ожидающей дождя, чтобы сотворить мне плод прежде смерти, и чтобы не постыдиться мне в день испытания. Помилуй всех нас, о Благий! Благодарим благость Твою, Господи, что нас недостойных сподобил служить святому Твоему имени, и распростирать руки к Тебе, Отцу всяческих. Избавь нас от всякого сатанинского действия и дай славу святому имени Твоему, Господи! Даруй нам оказаться подобными земле хорошей и удобренной, чтобы, приняв семя Твое, принесли мы плод во сто и шестьдесят и тридцать. Дай нам, Господи, сотворить достойную куплю на сребреник Твой, который Ты вверил нам, чтобы, удесятерив сей мнас, принесли мы Тебе плод правды и удостоены были начальствовать над десятью градами. Дай нам, Господи, усердие бодрствовать для сретения Твоего, имея чресла ума препоясанными и мысленные светильники души неугасимыми, в ожидании Тебя нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа. Сподоби нас, Господи, восхищения с праведными, когда на облаках сретят Тебя, Владыку, чтобы не испытать нам оного горького и неизбежного суда. Рассыпь, Господи, неудобоносимое бремя грехов наших до смерти нашей, чтобы не послужило оно нам препятствием в день суда, и из собора праведных не повлекло нас в неугасимый огонь. Праведность - самые быстрые крылья, возносящие праведных с земли на небо. Благодать Твоя, Господи, да будет нашею крепостью, и да восприимет нас на облаках с праведными и избранными в сретение Тебе, Царю всех, на воздусе, чтобы, когда святые Ангелы приимут нас с радостью и веселым лицом, поклонились мы, как должно, Тебе, Господи, и когда узрим неизреченную славу, исполнившись великой радости, воззвали: Слава Облекшему смиренных и тленных славою и нетлением! Слава Даровавшему смертным бессмертие! Слава Избавившему нас из уст львовых и от врага истребителя и Приявшему нас в пренебесное царство Свое, которое есть корень всех благ, где свет неизреченный, за которым не следует ночь, где радость неизглаголанная, не нарушимая ни скорбью, ни иным чем, где нетление, не подлежащее тлению, где жизнь, не пресекаемая смертью. Подлинно бежали болезнь, и печаль, и воздыхание. Отныне все будем с Господом. Таковы будут в пришествие Господне гласы праведных, и святых, и подвижников, и избранных, и всех, в покаянии благоугодивших Богу,
Будем же трезвиться и мы, возлюбленные; будем внимательны к себе, чтобы водвориться нам с праведными. Тогда возрадуется сердце наше (и радости нашей никтоже возмет от нас), возрадуется, песнословя и благословляя Святую, Пречистую и Единосущную Троицу, и покланяясь Ей во веки! Аминь.
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3. Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского Патриархата, 1994, сс.118-127. // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад.
Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Copyright © 2001-2004, Pagez,
webmaster(a)pagez.ru |