страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
В низложение гордыни

Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученость. Ибо как начало и конец доброго - смиренномудрие, так начало и конец худого - высокоумие. А этот нечистый дух изворотлив и многообразен; почему употребляет всякия усилия возобладать всеми, и каждому, каким кто ни идет путем, ставит на оном сеть. Мудрого уловляет мудростью, крепкого крепостью, богатого богатством, благообразного красотою, красноречивого краснословием, имеющего хороший голос приятностью голоса, художника искусством, оборотливого оборотливостью. А подобным сему образом не перестает искушать и ведущих духовную жизнь, и ставит сеть отрекшемуся от мира в отречении, воздержному в воздержаны, безмолвнику в безмолвии, нестяжательному в нестяжательности, многоученому в учености, благоговейному в благоговении, сведущему в знании (впрочем истинное ведение сопряжено с смиренномудрием). Так высокоумие во всех старается посеять свои плевелы. Почему, зная жестокость этой страсти (ибо как скоро она укоренится где, ни к чему негодными делает и человека и весь труд его), Господь к победе над нею дал нам средство смиренномудрие, сказав: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко раби неключими есмы (Лк.17:10).

Итак для чего же сами себя вовлекаем в легкомыслие и доводим до умоповреждения? Апостол говорит: аще же кто мнит себе быти что, ничтоже сый, умом льстит себе: дело бо свое да искушает кийждо, и тогда в себе точию хваление да имать, а не во ином (Гал.6:3.4).

Для чего сами себя обманываем, как знатные какие в мире люди превозносясь друг над другом и уничижая тех, кто скромнее? Знаем, что, по учению Господа, еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк.16:15).

Или, как воздержные, превозносимся мы пред теми, кто немощнее? Опять обличает нас Апостол, говоря: не хваляй бо себе, сей искусен, но егоже Бог восхваляет (2Кор.10:18).

Или, как преимущественно трудящиеся в служении думаем о себе высоко в сравнении с живущими в покое? Опять находим, что Господь более хвалит Марию: потому что благую часть избра (Лк.10:42).

Или, как безмолвники, превозносимся над теми, которые развлекаются служением? Опять находим, что Господь учит и говорит: не приидох, да послужат Мне, но послужити, и дати душу Мою избавление за многих (Мф.20:28). Поэтому во всяком случае должно бегать высокоумия.

Но потому о себе много думаем, что живем в пустынном и песчаном месте? Впрочем никакой пользы не принесет нам место, если не с смиренномудрием делаем дело свое; потому что Апостол говорит: смотри не на видимое, но на невидимое; видимая бо временна, невидимая же вечна (2Кор.4:18).

Но тем кичимся, что живем в яме и пещере? Все это - знаки самоумерщвления и беззаботности о земном. Поэтому, что избрал ты себе в средство к преспеянию в добродетели, то да не служит тебе поводом к падению в гордыню. Не уподобляйся неразумному ковачу, который не знает своего дела и вместо куска железа пытается раскалить дерево. Итак всеми силами должны мы держаться смиренномудрия.

Но ты богат и остаешься в пределах праведности? Впрочем не достиг еще в меру Авраама, который называл себя землею и пеплом (Быт.18:27).

Но на тебя возложено попечение о людях? И Моисей принимал на себя попечение о народе. После того, как Бог рукою Моисея и Аарона поразил Египет, и иссушил Чермное море, и немокренно перевел Израиля, и ввел их в оную страшную пустыню, и приблизились они к пределам моавитским, и увидели Моавитяне многочисленность народа, - рече Моав, как написано, старейшинам мадиамлим: ныне потребит сонм сей всех, иже окрест нас, якоже потребляет злак на поли (Числ.22:4); ибо сделано было перечисление народа, кроме жен и детей и кроме левитского колена, и число их от двадесяти лет и высше, всяк исходяй ополчитися во Израили, шесть сот тысящ и три тысящи и пять сот и пятьдесят (Числ.1:45.46). И над всеми ними вождем был Моисей. И став собеседником Божиим и увидев славу Господню, не превознесся он сердцем, не вознерадел о смиренномудрии. Почему и святое Писание свидетельствует, говоря: человек Моисей кроток зело паче всех человек, сущих на земли (Числ.12:3).

Но ты красив видом, крепок силою, увенчан диадемой? Впрочем не достиг в меру царя Давида, который смиренномудренно говорил о себе: аз же есмь червь, а не человек (Пс.21:7).

Но ты имеешь ведение, и мудрость, и воздержание? Впрочем не пришел в меру трех отроков и Пророка Даниила, из которых один говорил: Тебе, Господи, правда: нам же стыдение лица, якоже день сей (Дан.9:7); другие же говорили: душею сокрушенною, и духом смиренным, да прияты будем (Дан.3:39).

И если праведники показывали в себе столько смирения, то сколько смиренными должно быть нам грешникам! Ибо превозноситься и думать о себе много есть плотское мудрование. И по слову Апостола: аще во плоти живете, имате умрети: аще же духом деяния плотская умерщвляете, живи будете (Рим.8:13). И невозможно преодолеть страстей не преуспев в сей добродетели.

Не слыхал разве, что претерпел за благочестие блаженный Павел? Ибо в послании к Коринфянам пишет он: в трудех множае, в ранах преболе: от Иудей пятькраты четыредесять разве единых приях: трищи палицами биен бых, единою каменми наметан бых, трикраты корабль опровержеся со мною: нощь и день во глубине сотворих: в путных шествиях множицею: беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии: в труде и подвизе, во бдениях множицею, во алчбе и жажди, в пощениих многащи, в зиме и наготе и т.д. (2Кор.11:23-27). Можем ли мы и отважиться на это? И смотри, какова его добродетель: - после стольких опасностей и после стольких заслуг смиренномудренно говорил он: братие, аз себе не у помышляю достигша (Флп.3:13)! Так говорил Павел, чтоб удалить от себя превозношение, зная, какой гнев навлекает оно на своих любителей.

Что такое высокоумие? Превозноситься значит то же почти, что укорять Бога собственными своими заслугами. Так и в человеческом быту, если, кто даст ближнему дар, но начнет над ним превозноситься, то милости его обратятся в ничто, и истребит он приязнь в ближнем. Почему таковой человек гнусен. Поэтому и Господь, пекущийся о жизни нашей, желая сделать нас далекими от сей пагубной страсти, учит, сказав: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы (Лк.17:10). А если не творим повеленного, то не в праве называться даже и неключимыми рабами; потому что велик Господь наш, велики и прочны дары Его.

Для вразумления же твоего, что учил нас не только смиренно говорить, но и смиренномудрствовать, Господь наставил нас самым делом, когда препоясался полотенцем и умыл ноги Апостолам. Почему говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29). Когда терпишь невольную скорбь, как вольную; тогда заключай по сему, что пришел ты в меру мужа доблестного и смиренного.

Но с ужасом узнал я, что допустил ты в себя обманчивый помысл, внушающий тебе недозволенное. И спрашиваю: разве будешь восхищен в эти дни? Напротив того, очень многие повредились в уме от сей мысли. Скажи сам себе: Кто ты таков? В какую пришел меру? Разве ты Илия? Разве чудеса сотворил, подобно ему? Ибо он молитвою заключил небо, и не одожди лета три и месяц шесть (Иак.5:17), и опять по молитве его небо дало дождь, и еще молитвою три раза свел он огнь с неба. Но ты приобрел всю веру? Представь опыты; покажи знамения и чудеса; воскреси мертвых молитвою; отверзи очи слепым; изгони бесов; очисти прокаженных; исцели хромых; ходи по морю, как по сухой земле; претвори воду в вино; пятью хлебами и двумя рыбами по молитве своей насыть великое множество людей. Ибо не лжив Сказавший: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит (Ин.14:12).

Но, может быть, вступится кто-нибудь в речь и скажет: Поэтому, если кто не сотворит таких боголепных дел, то нет у него и надежды спасения? - Надежду спасения имеем мы у себя и не совершив таких дел, если только исповедуем свою немощь и свое маловерие. Немощному же нужно милосердие, а не превозношение. А если имеем нужду в милосердии, то употребим в дело смиренномудрие, чтоб смиренномудрием привлечь на себя щедроты Господни. Ибо написано: яко во смирении нашем помяну ны Господь: и избавил ны есть от врагов наших (Пс.135:23,24). И еще: смирихся, и спасе мя (Пс.114:5). Но если, опершись на ветер, много о себе думаем, то не иное что делаем, как сами себя низвергаем в бездну. Посему не допускай в себя недуга гордыни, чтоб враг внезапно не похитил у тебя рассудка. Отрезвись от высокопарного помысла самоугодия. Не разлагай сетей под ногами у себя. Смиренномудрием очисти ум свой от этого смертоносного яда.

Пусть вразумит тебя пример выметающего сор из дому своего: он нагибается к полу и очищает. Тем паче и тем с большим тщанием надобно наклоняться и смирять себя для очищения души, не допускать в нее того, что ненавистно Богу. Ибо в смиренной душе обитает Отец и Сын и Святый Дух. Написано: кое причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тме? Кое же согласие Христови с велиаром? Или кая часть верну с неверным? Кое же сложение Церкви Божией со идолы? Ибо мы церкви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог: и тии будут Мне людие. Тем же изъидите от среды их, и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся: и Аз прииму вы, и буду вам в Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель (2Кор.6:14-18). Сицева убо имуще обетования, о возлюбленнии, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии (2Кор.7:1). Поэтому, когда подвижнически устраняешься от житейских дел и спасаешься от волнений бедственной жизни, тогда еще более старайся не иметь общения с нечистым духом гордыни, чтоб принял тебя Господь. Ибо не чист пред Господом всяк высокосердый (Притч.16:5).

Ужели не помышляешь о том огне, чрез который будем проходить? Когда, прошедши чрез этот огонь, окажемся чистыми и неукоризненными, тогда узнаем о себе, каковы мы. Ибо день явит коегождо дело (1Кор.3:13), по написанному, потому что искушено будет огнем. Итак со многим смиренномудрием будем молить Господа, чтоб избавил нас от грядущего гнева, и сподобил того восхищения, каким праведные восхищены будут на облацех на воздусе во сретение Царю славы (1Сол.4:17), и чтобы с кроткими и смиренными наследовать нам царство небесное. Ибо, как написано: блажени нищие духом, яко тех есть царствие небесное (Мф.5:3), так горе гордым и высокоумным; потому что для них готовится пещь огненная. В гордыне живет сказавший: крепостию сотворю, и премудростию разума отъиму пределы языков, и силу их пленю: и сотрясу грады населеныя, и вселенную всю объиму рукою моею яко гнездо, и яко оставленая яица возму; и несть, иже убежит мене, или противу мене речет. Но послет Господь Бог Саваоф на твою честь безчестие, и на твою славу огнь горя возгорится (Ис.10:13-16). И еще: ты же рекл еси во уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу: взыду выше облак и буду подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши, и во основания земли (Ис.14:13-15).

Итак будем бегать гордыни, которая ненавистна Господу; возлюбим же смиренномудрие, которым все праведники благоугождали Господу. Ибо ввликий дар - смиренномудрие; велика слава, велик успех и велика честь приобретших оное. С ним непреткновенное течение, в нем всесовершенная мудрость. За высокоумие унижен фарисей, а за смиренномудрие возвышен мытарь, с которым и нас да сподобит Господь нетленной части всех праведных. Ему подобает всякая слава во веки! Аминь.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, сс. 29-35.
 


Copyright © 2001-2004, Pagez, webmaster(a)pagez.ru