По сл. пер. Ч. I. Сл. 28.
- Блажен, кто о Господе стал совершенно свободен от всего земного в этой
суетной жизни и возлюбил единого благого и милосердого Бога.
- Блажен, кто стал делателем добродетелей и, как плодоносная нива, принес
высокую груду плодов жизни о Господе.
- Блажен, кто стал прекрасным возделывателем добродетелей, насадил духовный
виноград и, собрав грозды, наполнил точила свои плодами жизни о Господе.
- Блажен, кто подобным себе рабам доставил духовное веселие плодом
добродетелей, которые насадил он трудами своими, чтоб принесли они плод жизни
о Господе.
- Блажен, кто, стоя у Божией службы и на молитве, как Ангел небесный, всякий
час имеет чистые помыслы и не дает доступа к себе лукавому, чтоб взял он в
плен душу его, и отвел от Бога Спасителя.
- Блажен, кто с ведением пожелал плакать, и с сокрушением источает на землю
слезы, как драгоценные жемчужины, пред Господом.
- Блажен, кто любит святыню, как свет, и не осквернил пред Господом тела
своего темными делами лукавого.
- Блажен, кто блюдет тело свое в святыню Спасителю, и не постыдил души своей
делами чуждыми, но пребыл благоугодным Господу.
- Блажен, кто возненавидел дела гнусные и постыдные и принес себя самого в
жертву живую и благоугодную Господу.
- Блажен, кто всегда имеет в себе памятование о Боге; потому что на земле
будет он всецело, как Ангел небесный, священнодействовать Господу со страхом и
любовию.
- Блажен, кто любит покаяние, спасающее грешных, и не согласился поступать
худо, став неблагодарным пред Спасителем нашим Богом.
- Блажен, кто, пребывая в келлии, как мужественный воин, охраняет сокровище
царства, то есть, тело свое и душу свою хранит неукоризненными о Господе.
- Блажен, кто, пребывая в келлии как Ангел на небе, имеет чистые помыслы, и
устами песнословит Имеющего власть над всяким дыханием.
- Блажен, кто стал подобен Серафиму и Херувиму, и никогда не был ленив для
духовного священнослужения, неумолчно славословя Господа.
- Блажен, кто всегда исполнен духовной радости и неленостно несет благое иго
Господне; потому что будет он увенчан во славе.
- Блажен, кто очистил себя от всякой греховной скверны, чтобы с дерзновением
принять ему в дом свой Царя славы, Господа нашего Иисуса Христа.
- Блажен, кто со страхом, трепетом и благоговением приступает к пречистым
Тайнам Спасителя, сознавая, что приемлет в себя неразрушимую жизнь.
- Блажен, кто ежечасно помышляет о смерти, и привел в себе в бездействие
постыдные страсти, гнездящиеся в сердцах у нерадивых; потому что таковый будет
утешен в час кончины своей.
- Блажен, кто непрестанно помнит о страхе гееннском; и спешит со слезами и
воздыханиями искренно покаяться Господу; потому что избавится он от великой
скорби.
- Блажен, кто всегда добровольно смиряет себя самого: потому что будет он
увенчан добровольно Смирившим Себя за нас.
- Блажен, кто со всяким благоговением пребывает в своей келлии, как Мария у
ног Господних, и как Марфа спешит к принятию Господа и Спасителя.
- Блажен, кто разжигаемый страхом Божиим всегда имеет в себе теплоту Святого
Духа, и попалил терния и волчцы лукавых помыслов.
- Блажен, кто не осквернил рук своих делами чуждыми, и не стал богомерзким;
ибо об этом будет суд пред Господом в страшный день.
- Блажен, кто ежедневно возделывает в себе прекрасные и добрые мысли, и
надеждою победил лукавую страсть уныния, с которою борются подвижники
Господни.
- Блажен, кто в деле Господнем стал подобным мужественному воину, возбуждает
ленивых и ободряет малодушных на пути Господнем.
- Блажен, кто стал многоплодным о Господе, и потому имеет хранителями святых
Ангелов, как и плодовитое дерево имеет хранителем своего вертоградаря.
- Блажен, кто с духовным благоразумием любит кротость и не дает себя в обман
лукавому змию, возлагая надежду на благого и милосердого Господа.
- Блажен, кто почитает святых, любит ближнего и изгнал из души своей
зависть, от которой Каин стал братоубийцею.
- Блажен, кто делом обличил мучителя, и не пришел в страх от пламени
сластолюбия; потому что душа его орошена будет росою Святого Духа.
- Блажен, у кого темное диавольское облако не могло омрачить ума и лишить
сладостного света и веселия праведных.
- Блажен, кто, просветив сердечные очи всегда, как в зеркале, видит в себе
Господа; таковый получит облегчение от страстей и от лукавых помыслов.
- Блажен, кто любит прекрасные добрые речи, ненавидит же слова срамные и
тлетворные; потому что не попадется он в плен лукавому.
- Блажен, кто назидает ближнего страхом Божиим и не обольстил души своей
ежечасно боясь железного жезла Великого Пастыря.
- Блажен, кто послушен ближнему по Богу и терпит скорби с благодарением; ибо
таковый будет увенчан, став исповедником о Господе.
- Блажен, кого не низложила, как немужественного, страсть уныния; но взял он
совершенное терпение, за которое все святые получили венцы.
- Блажен, кто любит воздержание по Богу, и за чрево свое не подвергается
осуждению, как сластолюбец и нечистый; ибо таковый возвеличен будет о Господе.
- Блажен, кто не упивался вином, как распутный, но всегда увеселяется
памятованием о Господе, Которым непрестанно увеселяются все святые.
- Блажен, кто по Богу распоряжается своим имением, и не осужден от Бога
Спасителя, как сребролюбец и немилосердый к ближнему.
- Блажен, кто бодрствует в молитвах, чтении и добрых делах; он просветится и
не уснет в смерть.
- Блажен, кто стал прекрасною духовною мрежею и многих уловил благому
Владыке; он весьма будет восхвален о Господе.
- Блажен, кто стал прекрасным образцом для ближнего, и не уязвил совести
подобного себе раба делами недозволенными; он будет благословляем о Господе.
- Блажен, кто стал великодушным и милосердым и не поработил себя дикой
раздражительности, то есть, злому гневу; он будет возвышен о Господе.
- Блажен, кто, возвысившись в любви, стал как город, построенный на верху
горы, от которого враг, посмотрев на него, удаляется со страхом, убоявшись
того, что он тверд о Господе.
- Блажен, кто просиял верою в Господа, как ясный светильник на высоком
подсвещнике, и просветил души омраченные, которые последовали учению неверных
и злочестивых.
- Блажен, кто всегда любит истину, и уст своих не дал лжи в орудие нечестия,
боясь заповеди о праздном слове.
- Блажен, кто не осуждает, как немудрый, ближнего, но как человек разумный и
духовный старается вынуть бревно из собственного своего глаза.
- Блажен, у кого сердце как пальма, процвело правотою веры, а не подавлено,
как терниями, учением неверных и нечестивых.
- Блажен, кто воздерживал вежды, и ни мысленно, ни чувственно не обольщала
его кожа плоти, которая вскоре будет источать из себя гной.
- Блажен, кто имеет пред очами день исшествия, и возненавидел гордыню,
прежде нежели обличена смертию естественная наша немощь согнивающая во гробе.
- Блажен, кто помышляет о множестве почивающих во гробах, и отверг всякую
зловонную похоть; потому что восстанет он во славе, когда прозвучит небесная
труба, пробуждающая всех сынов человеческих.
- Блажен, кто духовным разумением взирает на блистающий славою сонм звезд и
на красоту небесную, и желает узреть Творца всяческих.
- Блажен, кто содержит в уме и огнь, сошедший на гору Синайскую, и трубные
гласы, и стоящего посреди со страхом и трепетом Моисея, и кто не вознерадел о
своем спасении.
- Блажен, кто имеет надежду не на человека, но на Господа, грядущего паки со
славою многою судить вселенную в правде; потому что будет он как дерево,
растущее при водах, и не перестанет приносить плод.
- Блажен, у кого ум стал по благодати как облако полное дождя, и напоил души
смертных к возращению плодов жизни; потому что благодать будет ему в вечную
похвалу.
- Блаженны трезвящиеся всегда по Богу; потому что в день суда будут защищены
Богом, и, став сынами брачного чертога, в радовании и веселии увидят Жениха. А
я и подобно мне беспечные и сластолюбивые будем рыдать и плакать, видя братий
своих в несравненной славе, а себя в муках.
Рассуждаю об этом сам с собою, возлюбленные, и весь обливаюсь слезами, что,
начав течение, ослабел я и остановился на средине поприща, представляя из себя
жалкое зрелище смотрящим на меня. Как не оплакивать мне великую свою леность и
великое свое нерадение? Одни смирили себя вретищем и железом; другие в затворе и
посте поработали Господу; иные на столпах неукоризненно совершили подвиг; иные в
пустыне и одиночестве преуспели в добродетели; иные в подчинении прияли венцы: а
я жалкий, и подобно мне ленивые и славолюбивые, облеклись, правда, в образ
благочестия, но делами своими совлеклись благочестия. Кто представит в уме своем
страдания святых мучеников, не только мужей, но и жен, и не придет в изумление?
Они смиряют себя, подражая своему Владыке; а мы желаем почестей и приветствий на
торжищах. Они за благочестие в голоде, мучениях и узах заключаемы были в
темницы; а мы и малого злострадания не можем перенести добровольно, но всеми
силами гонимся за наслаждениями. Они оскорбляемые, уничижаемые охотно терпели
даже до смерти; а мы и увещеваемые нерадим. Они препобедили огонь; а мы не
переносим и жесткого слова. Они после истязаний выводимы были на показ народу, и
шли туда радуясь; а мы, слыша о подвигах, дивимся, но не имеем желания подражать
их подвигам. Поэтому много нужно нам воздыханий и слез, чтоб не быть изринутыми
из небесного царства, где великая слава уготована подвизавшимся. Итак не будем
нерадивыми, не будем предаваться лености во время священнослужений. Не
обидлив бо Бог забыти дела (Евр.6:10) рабов Своих, которые всецело предали
себя воле Его, отреклись от мира ради имени Его, удалились от родителей по
плоти, ударяют в дверь Его в третий и шестой и девятый час, и вечером и утром,
лучше же сказать, весь день и всю ночь. И ужели думаешь, что Бог оставит без
внимания такое смирение их? Да не будет сего! Они терпят затворничество,
занимаются рукоделием, терпят пост, бдение, приражения лукавых духов, преклоняют
колена в молитве, часто ударяют челом в пол, умоляя Его благость. И оставит ли
Бог без внимания такое прошение? Да не будет сего! Если кто с усердием приступит
к человеку бесстыдному и жестокосердному, то и он преклоняется к состраданию. И
Бог человеколюбивый, благий, богатый милостию, милующий неблагодарных, оставит
ли без внимания такую скорбную жизнь и благоговение, воздыхания, слезы,
сострадательность, святыню, смирение, молчание, воздержание, терпение,
уничижение от гордых? Никак. Посему не будем терять веры, возлюбленные, не будем
лениться во время священнослужения, а напротив того смело станем ударять в
двери. Чем неотступнее ударяешь, тем в большей мере увеличиваешь твою награду.
Трезвись ежечасно; потому что в час, в который не ждешь, пошлет Господь за
тобою, чтоб взять тебя в житницу жизни, в сонм праведных, и чтоб наконец
упокоился и не имел ты попечений, там, где нет ни брани, ни противника. Ибо там
истреблены будут и воюющий с нами враг, и все поводы к брани. Поводом же к брани
бывает вожделение красоты и желание обладать оною; а на небесах ни женятся,
ни посягают, но яко Ангели на небеси суть (Мф.22:30). Еще поводами к брани
бывают богатство, земная слава: но все это тленно, и кончится на земле. Почему
некто из святых учит нас, говоря: не любите мира, ни яже в мире. Аще кто
любит мир, несть любве Отчи в нем. Похоть плотская, похоть очес и гордость
житейская, несть от Отца, но от мира есть. И. мир преходит и похоть его: а
творяй волю Божию пребывает во веки (1Ин.2:15.17). Как попавшийся в
наполненное терниями место, цепляясь за них, колется ими, пока не выйдет на
чистое место; когда же выйдет из терний, не побоится уже их; так и святые, попав
в подобное место, вместо обуви употребляли прилежание и трудолюбие, почему, и
среди терний ходя, не уязвлялись ими: а которые вдались в нерадение и до конца
возненавидели труд, те пострадали от терний. В означение сего Господь повелел
возвратившемуся сыну с одеждою и перстнем дать и сапоги на ноги, чтоб смело и
небоязненно потоптал он главу змиеву. Уподобляют же тернистому месту настоящую
жизнь, в которой на подобие терний произрастают грехи, чистому месту - горний
Иерусалим, град Великого Царя, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание. О,
если бы всем нам достигнуть сего града, по благодати и человеколюбию Господа
нашего Иисуса Христа! Аминь.
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1. Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 // Творения иже во святых Отца
нашего Ефрема Сирина. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907,
сс. 341-348.
Copyright © 2001-2004, Pagez,
webmaster(a)pagez.ru
|