Каково
катафатическое богословие и каково
апофатическое
В
“Богословских очерках” (1) мы
раскрыли, что принадлежит
собственно катафатическому
богословию: почему божественная и
благая Природа называется
единственной, почему тройственной,
что в ней именуется Отцовством и
Сыновством, прояснению чего служит
богословие Духа, как от
невещественного и неделимого Блага
происходят в сердце благостные
светы и пребывают в нем, в самих
себе и друг в друге неотрывными от
совечного их возникновению
Пребывалища (2); почему
пресущественный (3)Иисус восуществляется
естественными для человека
истинами; и остальное, что явлено
Писанием, разъяснено в
“Богословских очерках”.
В книге же “О
божественных именах” (4)
говорится о том,
почему Бог именуется Благим, почему
Сущим, почему Жизнью, Премудростью,
Силой и прочим, чем пользуется
умозрительное богоименование.
В “Символическом
же богословии” (5) — каковы от
чувственного на божественное
метонимии, что такое божественные
формы, каковы божественные образы,
части, органы, что представляют
собой божественные
места, миры, каковы стремления,
страдания, негодования, что такое
упоения и похмелья, каковы клятвы и
проклятия, что — сны, каковы
пробуждения, и что представляют
собой прочие священнозданные формы
символического богословия.
Ты, я думаю, видел,
насколько последнее многословнее
первого (6).
Подобает ведь
“Богословским очеркам” и
раскрытию божественных имен быть
короче “Символического
богословия”(7). Ибо, по мере нашего
восхождения вверх, речи вследствие
сокращения умозрений сокращаются (8). Так
что и ныне, входя в сущий выше ума
сумрак, мы обретаем не малословие,
но совершенную бессловесность и
неразумение (9).
А оттуда, сверху, до
пределов нисходя, слово по мере
нисхождения (10) соответствующим образом
распространяется. Но теперь,
восходя от нижнего к высшему, по
мере восхождения оно сокращается и
после полного восхождения будет
вовсе беззвучным и все соединится с
невыразимым.
Почему, спрашиваешь ты,
утверждения о божественном начиная
с первичного (11), божественные отъятия мы
начинаем с последнего (12)? Потому что,
высказывая утверждение о все
Превосходящем, подобает начинать
гипотетическую катафазу (13) с
более тому родственного. Отнимая же
от того, что выше всякого отъятия,—
начинать отнимать с более от того удаленного.
Разве не более Бог жизнь и благость
(14),
нежели воздух и камень (15)? И не в большей
ли мере не бывает Он в похмелье и не
гневается, чем не может быть
выражен словом или помыслен?
Схолии преподобного Максима
Исповедника
1
Что содержит книга “Богословских
очерков”. Вот богословские
принципы и отправные положения,
касающиеся всякого божественного
просвещенного знания и
православия, необходимые, чтобы
понимать, почему единственна
божественная природа, которую
позднейшие 318 отцов назвали
единосущной; почему тройственна
природа, которую мы называем
триипостасной; что означают
свойства лиц, т. е. Отцовство и
Сыновство; каковы
освящающая сила и богословие
божественного Духа; почему сказано
“Излилось из сердца моего слово
благое” (Пс. 44, 2); почему о почитаемом
Духе сказано, что он от Отца
исходит; и почему Сын и Дух в Отце, в
Себе и Друг в Друге находятся вечно,
нерасторжимо и нераздельно в
пребывании неисходном. Подобает
также знать, что пребывание и
стояние одно и то же, движение же —
оборотная сторона пребывания. Он
говорит, что божественная природа,
всегда пребывающая в
неподвижности, представляется
движущейся перемещением друг в
друга.
2
Смысл сказанного таков: он говорит,
что бытие Святой Троицы вечно, и что
Она не была когда-то иной, а после
стала какой-то другой, и ни
разделения, ни превращения
какого-либо Она не получила, но
вместе, одновременно с Отцом и из
Него существуют Сын и Дух Святой, а
не после Него.
3
Заметь,— против несториан и
акефалов.
4
Что содержит книга “О божественных
именах”.
5
Что содержит “Символическое
богословие”.
6
Первым он называет “Символическое
богословие”.
7
Почему “Богословские очерки” и
книга “О божественных именах”
малословней, чем “Символическое
богословие”.
8
Говоря о сокращении умозрений, он
имеет в виду подобающие их
нематериальной простоте
созерцания. А “сокращаются” он
сказал вместо “свертываются”.
9
Бессловесностью он называет
неспособность представить словом
то, что выше слова; неразумением же
— неспособность составить понятие
и помыслить о том, что выше ума.
10
Поскольку существуют умственные и
превышающие ум Божьи единицы, един
и Бог, а скорее и выше единого.
Естественным образом слово
сокращается, поскольку Он неделим и
неумножаем. После же восхождения к
Богу, по мере нисхождения к
чувственному, слово все больше
входит в связь с делимым,
разлагающимся и множественным и
соумножается в соответствии с
делимостью и многообразием
чувственного. “До пределов” же —
это из области “Богословских
основоположений”.
11 С первичного,
говорит,— как с более подходящего и
соответствующего мысли, как,
например, что Бог — Сущий, как Он и
Сам Себя наименовал.
12
Как подобает пользоваться
утверждениями и отъятиями
применительно к Богу, и что
утверждения мы начинаем с
первичного и в большей мере
родственного Богу; отъятия же — с
того, что как можно более от Него
отстоит.
13
Катафаза представляет собой
выражение чего-то или
общепринятого, или спорного, или
связующего, или сопоставляющего,
как, например: Бог есть Жизнь, Бог есть
Благость. Гипотетическим же
является суждение, отрицающее что-либо
в целом, либо слова какого-то
противника, или разъясняющее нечто
„сшпросплетенное. Пример же
гипотетического катафасиса о Боге
— что Бог есть Жизнь и Благость в
большей мере, нежели воздух или
камень. Отъятия же как отрицания
противоположны утверждению. Если
при катафатическом утверждении
говорится, что Бог есть Жизнь в
большей мере, нежели воздух, то при
апофатическом отъятии — что не
упивается Бог, не гневается. Ведь
при утверждениях мы начинаем с
более родственного, а более
родственны Богу жизнь и благость,
нежели воздух и камень. При
отъятиях же мы восходим от
крайнего. Скажем, то, что Бога
невозможно ни словом явить, ни
помыслить, ближе к Богу, нежели то,
что Он не бывает в похмелье и не
гневается. И однако же отъятие мы
начинаем со второго, ибо Бог в
большей мере не упивается, нежели о
Нем нельзя помыслить. Напиться (kraipale означает очень сильно
опьянеть, как когда бывает некое
“головотрясение” (karapale)), что представляет
собой: “голову (to kara etoi ten kephalen) трясущая (pallousa) и сильно движущая”. А
гнев это не случайное раздражение,
но продолжительное. Восходя от
чувственного к умозрительному,
подобает все такого рода отъятия,
касающиеся бесплотного, понимать
не вульгарно, но каждый раз имея в
виду сказанное самим блаженным
Дионисием,— что Бог не является
ничем из сказанного, из того, что мы
знаем или можем помыслить, а также
ничем из того, что ведают все
умственные силы; ибо вообще все, о
чем можно сказать, происходит от
Бога и есть Его дар. Как же в
собственном смысле слова может
быть чем-то из них Пекущийся о них?
Все это так или иначе мы
рассмотрели в книге “О
божественных именах”. Это ведь все как
случайное принадлежит сущему,
каковое за пределами Бога. Бог же и
выше сущего, и его Причина, так что
выше и того.
14
Иначе. Жизнь и благость — это
катафасис, или утверждение. Не
пьянство и не гнев — это апофасис,
или отъятие.
15
Воздух — поскольку в “Царствах”
сказано о “дуновении тихом” (3
Цар. 19, 12), “камень” — сказал
пророк (Пс. 117, 22). Более, чем эти,
подходят Богу такие утверждения и
изъявления, как “жизнь” и
“благость”. Равным образом при
отъятиях противоположного такие
явления, как похмелье и гнев, более
далеки от Бога и чужды Ему; а то, что
Он невыражаем в слове и немыслим,
больше подобает и ближе к Богу,
потому что Он выше всякого ума и
слова.
Все это
обнаруживает ведь большую ученость
этого святого мужа.
3
Это место сам отец далее
разъясняет. Прибавления — это
когда что-то положительным образом
говорится о Боге, например, что Он —
Жизнь, Свет и
тому подобное. Отъятия же — это
когда что-то отрицается как чуждое
Богу, например, что Бог — не тело, не
душа и ничто из известного или
доступного мышлению. Иначе. Что
такое утверждения и отрицания, мы
узнали по-иному из сочинения “О
божественных именах”.
4 Знание сущего, говорит
он, относящегося к Богу неведения
не обнаруживает и явным не делает,
но больше его покрывает и скрывает.
А связанный с сущим свет достоит
понимать как познание сущего таким,
каково оно есть, о чем и дальше
будет речь.
|