Как подобает
восходить
ко всеобщей и все превосходящей
Причине и Ее воспевать
Молимся о том,
чтобы оказаться нам в этом
пресветлом сумраке (1) и посредством
невидения и неведения видеть и
разуметь то, что выше созерцания и
знания, что невозможно ни видеть, ни
знать, ибо это и есть поистине
видеть и ведать; и — чтобы
Пресущественного пресущественно (2)
воспеть путем отъятия всего сущего,
подобно создателям
самородно-цельной статуи изымая
все облегающее и препятствующее
чистому восприятию сокровенного,
одним отъятием выявляя как таковую
сокровенную красоту.
Подобает, как мне кажется,
отъятия предпочитать прибавлениям
(3). Ибо прилагая, мы сходим от
первейших через среднее к
последним; а в этом случае, восходя
от последних к первейшим, все
отнимаем, чтобы, открыв, уразуметь
то неведение, прикровенное в сфере
сущего (4) познаваемым, и увидеть тот
пресущественный сумрак, скрываемый
всяческим светом, связанным с
сущим.
Схолии преподобного Максима
Исповедника
1 И
здесь он говорит о божественном
сумраке и незнании. И заметь: это и значит быть под
божественным сумраком —
посредством невидения и неведения
видеть и разуметь Сущего выше
созерцания и знания в самом
невидении и неведении. Это ведь и
есть, говорит он, по-настоящему
видеть и ведать. Нигде больше он так
не разъясняет, что такое ведение в
неведении. Прочти также и пятое, к
Дорофею, послание.
2
Это из-за того, что вообще ничего
подобного Ему по природе мы не
знаем. Вот что назвал он отъятием.
Самородной же статуей он называет
образ, изваянный в нерасчлененном
материале, например, в
неповрежденном камне, в каковом и
стоит, когда кто-нибудь высечет
что-то живое, как и Еврипид поясняет
в “Андромеде”:
Некий
девушки образ,
Из природных
камней крепостных,
Изваяние мудрой
руки.
Природной
скульптурой из камня он назвал ведь
самородную. Но то же — и когда
вырежешь из стоящего и цветущего
дерева некую часть и сделаешь ее
частью ложа, подобно тому, как —
говорит Гомер в “Одиссее” —
сделал Одиссей, или же вырезал из
этого дерева памятник победы. А он
говорит и о скульптуре из
драгоценного камня, вроде того, как
если смарагд, будучи очищен от
прилипшей земли, вдруг оказывается
скульптурой, т. е. украшением, на
каковое главным образом взирая, он
и произнес прокимен, как поэт
Дионисий во второй книге “Поэмы о
драгоценных камнях”:
Из
глубоко-зеленеющей яшмы, или из
аметиста,
Отливающая
багрянцем скульптура, из
исчерна-черного гиацинта.
Все это
обнаруживает ведь большую ученость
этого святого мужа.
3
Это место сам отец далее
разъясняет. Прибавления — это
когда что-то положительным образом
говорится о Боге, например, что Он —
Жизнь, Свет и
тому подобное. Отъятия же — это
когда что-то отрицается как чуждое
Богу, например, что Бог — не тело, не
душа и ничто из известного или
доступного мышлению. Иначе. Что
такое утверждения и отрицания, мы
узнали по-иному из сочинения “О
божественных именах”.
4 Знание сущего, говорит
он, относящегося к Богу неведения
не обнаруживает и явным не делает,
но больше его покрывает и скрывает.
А связанный с сущим свет достоит
понимать как познание сущего таким,
каково оно есть, о чем и дальше
будет речь.
|