Начало: Святоотеческое наследие |
1. Ныне - празднество девственного Рождения: и величием Праздника слово, в силу самой необходимости, совозвысится в глубину тайны и обымет ее, - насколько это достижимо и допустимо и позволяет время, - так чтобы и нам стало явленным нечто из заключающегося в ней значения [2]. Напрягите же и вы, братие, молю, ваше внимание и совозвысьте ваши мысли, чтобы как бы ярко зажегшись от небесного, божественного Света, они, в результате сего, восприяли божественное познание. Потому что сегодня я вижу, что небо и земля пользуются равной честью, и (вижу) возвышение всего сущего внизу к сущему за его пределами, как бы в некоем соревновании с небесным, которое как бы смиряется и умаляется: так как если есть некое небо небес и если есть некие верхние воды, покрывающие небеса, и если есть некое место или установление или сверхмирный распорядок, однако нет ничего, что было бы чудеснее и почетнее Вертепа и Яслей и Младенческих бань и Пеленок; потому что из всего, от века сотворенного Богом, нет ничего, что было бы общеполезнее или божественнее Рождества Христова, которое мы сегодня празднуем.
2. Потому что предвечное и неограниченное и всемогущее Слово, как бесприютный, бескровный, бездомный, в вертепе ныне рождается по плоти, и как Младенец в яслех полагается и зрится очами и руками осязается, и обвязывается пеленами; не в силу того, что духовное существо предшествовало в творении существа, которого прежде не существовало, или, прияв плоть для бытия, затем вскоре рассталось с ней, или плоть и дух слились в одно в составление единого разумного живого существа, но - в силу того, что посредством Ума (или: Духа) Бог и плоть несмешенно соединились в существо единой Богочеловеческой Ипостаси, которое снизойдя до девственного чрева, в котором и от которого, благоволением Отца и содействием Духа, пришло в бытие преипостасное Слово, ныне разрешается от чрева и рождается как Младенец, не нарушив, но сохранив ненарушенным знамения девственности Матери, родившись бесстрастно (безболезненно), как и зачато было бесстрастно, потому что Родившая явилась выше, как страстного наслаждения в зачатии, так и мучительных болей в рождении: потому что, как Исаия говорит: "Прежде нежели наступили Ей боли, Она избежав страдания" (Ис.66:7 парафр.), родила во плоти превечное Слово, Которого не только Божество не поддается исследованию, но и образ соединения Его с плотью 0 непостижим, и снисхождение - беспредельно, и божественная и неизреченная высота восприятия [3] - превосходит всякий ум и слово, так что и оно отнюдь не может иметь сравнения с тварью. Потому что если воззришь и по плоти на Того, Кто ныне родился от Неискусомужней Отроковицы, однако (увидишь, что) и тут сравнение не доступно; потому что Он, как говорит Псалмопевец, "красен добротою (прекрасностью), паче сынов человеческих" (Пс.44:2); он не сказал: "прекраснее, но - просто: "Прекрасен", чтобы не делать сравнения тех, которые не могут быть сравнены: с обычными людьми - естество единое с Богом.
3. "Помаза Тя Боже Бог Твой, елеем радости паче причастник Твоих (Пс.44:8) говорит далее Псалмопевец [4]. Он есть и Бог и Человек совершенный; Тот же Бог есть и помазующий и помазуемый. Потому что говорится: "Помазал Тебя, Боже, Бог Твой": потому что как Человек, Слово помазывается от Бога Отца, и помазывается соприсносущным и единосущным Духом: потому что это и есть "елей радости"; посему, опять же, Он есть и Бог и Божественное Помазание и Помазуемый: потому что, если Он и помазуется, как Человек, но, как Бог, Он имеет в Себе источник помазания. Поэтому всех помазуемых от Бога, божественно видя, он [5] и видел и предуказал их как причастников Его; потому что только единому Богу свойственно не принимать участия (в чем-то с другими), но - Самому быть Предметом участия для других и иметь причастниками радующихся в духе. Вот, таков есть Ныне Рождаемый в убогой пещере, и нами, как Младенец лежащий в яслях, воспеваемый.
4. Потому что Тот, Кто все из небытия привел в бытие, все что - на земле и на небе, - призрев на Свои разумные творения [6], которые, по причине устремления к большему [7], привели себя в негодность, дарует, вот, им Самого Себя, - чего нет ничего большего, ни равного, ни приближающегося, - и предлагает Себя желающим быть причастниками Его, дабы уже с тех пор мы возмогли безопасно для себя пользоваться стремлением к лучшему, вследствие коего стремления в начале, мы подвергли себя крайней опасности, и, чтобы каждый из нас желая стать Богом [8], не только были бы неповинны (за такое стремление), но и - достигли бы то, что желаем. Чудесным же образом Он отстраняет повод, бывший от начала, для падений; повод же этот был: наблюдаемые в существах превосходство и инфериорность, и вследствие этого проистекают зависть и коварство, а также явная и скрытая враждебность. Так, начальник зла, возжелав быть не ниже ни одного из Ангелов, но в превосходстве быть равным Самому Творцу, первый в мире, без того, чтобы кто-нибудь предшествовал ему испытал ужасное падение; затем, одержимый завистью и нападая обманом, он и Адама стащил в адскую глубину, на основании подобной ему жажды к большему, и таким образом ставшего тяжким для восстановления и нуждающегося для своего воззвания в особом Пришествии Божием, которое ныне и совершилось, самому же себе раз и навсегда причинив неисцельное падение, как стяжавший гордыню не по преемству (от кого-либо прежде него бывшего), но ставшего само-зло и исполнение зла и предлагающий себя желающим участвовать с ним в зле... Итак, соблаговолив ныне упразднить основание для гордыни, которая губит [9] Его разумную тварь [10], Бог совершенно уподобляется ей: и так как по Своему естеству Он равен Самому Себе и неизменен [11], то делает, чтобы и тварь была бы по своему естеству равной самой себе и неизменной [12]. И каким образом совершает это? - Тем, что Самое от Бога Бог Слово, неизреченно истощив Себя [13] и снисшед с высоты (Своей) в человеческую худость [14], и соединив ее неразрывно с Собою, и смирившись и обнищав по нашему образу, сущее долу соделал горним; лучше же сказать: свел и то и другое во едино: Божество сочетав с человеческим естеством; и таким образом всем показал путь, ведущий к горнему, и этот путь - смирение: Самого Себя предложив днесь в пример людям и святым Ангелам.
5. На основании сего Ангелы ныне прияли непоколебимость (в добром устроении), научившись на деле от Владыки пути высоты и уподобления Ему, заключающемуся не в гордости, а в смирении; на основании сего люди обладают легкодоступным средством для благоисправления, познавая, что смирение является путем к восстановлению; на основании сего началозлобный, сущая сама гордыня, постыжден и низвержен: казавшийся раньше якобы твердо стоявшим и нечто представлявшим собою: как покоривший себе и увлекший с собою (жаждою к большему, возбужденной в них его действием), других же надеясь покорить чрезмерностью безрассудства, - теперь он представляется игрушкой, явно уличенный теми, которые были раньше злостно обмануты им. И ныне, когда родился Христос, он попирается теми, которые раньше находились под его пятой, которые ныне не высокомудрствуют (гордятся), как этот проклятый предлагал (Быт.3:1-5), но подражают смиренным, как это делами явил пример Спаситель, и путем смирения приобретают премирную высоту.
6. Ради этого, восседающий на Херувимах Бог (Иез.1:25,26; 10:1,2), на земле как Младенец предлежит сегодня; Невидимый для шестикрылых Серафимов, - не только естество Его, но даже и сияние славы Его вполне не могущих созерцать, почему и покрывают они крыльями свои лица (Ис.6:1,2), - ныне представляется земному зрению и предлежит плотским очам, став Плоть; Определяющий всему границы и ничем Неограниченный, объемлется сделанными на скорую руку и малыми яслями; Содержащий все и горстью делающий это солидным [15], малыми пеленами пеленается и малыми повязками сдавливается; Обладающий богатством неизждиваемых сокровищ, добровольно подвергает Себя такой нищете. чтобы даже не иметь себе места в жилище, - почему и вертеп принимает, и в таких условиях рождается Сущий Родившийся от Бога вне времени, безстрастно и безначально. И (о, какое чудо!), не только Своим рождением облекается в поверженное естество, Сущий одного естества с Высочайшим Отцем, и не только приемлет эту крайнюю нищету, родившись в убогой пещере, но сразу же, еще будучи во чреве Матери, воспринимает крайний приговор. бывший от начала, нашему естеству [16], и сочисляется и записывается с рабами Сущий естеством Своим Владыка всего мира, - всецело делая (земное) рабство ничем не бесчестнее (земного) владычества; лучше же сказать: являя рабов более заслуживающими чести, чем бывший в то время владыка [17], если только они будут внимать и покоряться Величию (Царству) благодати; потому что представляющийся тогда быть владыкою земли не причислил себя к Царю Небесному, но только - все подвластные его; и тогдашний владычествующий землей не вошел в их число; причислил же Себя к ним Небесный Владыка.
7. Праотец Давид в одном месте воспевает Богу по причине ныне Родившегося от его отечества: "Руце Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя и научуся заповедем Твоим" (Пс.118:73). Почему это он говорит? - Потому что только Создатель может даровать истинный разум. Человек же ощутивший и осознавший ту честь, которую наше естество прияло от Бога, быв руками Его создано по Его образу, вдумавшийся в Его человеколюбие, прибежит к Нему и послушает и научится заповедям Его; насколько же больше (сделает это), если осознает, по силам, великую сию Тайну нашего воссоздания и воззвания? Потому что, поскольку создав Своею рукою наше естество от земли и жизнь от Себя вдунув в него, Тот, Кто все остальное создал единым словом, - произвел его (это естество) как разумное создание, так и озаренное свободой воли, чтобы оно управлялось своими мыслями и по своему движению; сочетав же себя с советом лукавого, окраденное и бессильное устоять коварству (лукавого), оно не сохранило присущее ему достоинство, но соскользнуло в то, что противно - его естеству, то посему ныне не только Он рукою чудесно воссоздает его, но и удерживает его, не только Сам восприняв и подняв его от падения, но и непостижимо облекшись в него и нераздельно соединившись с ним родившись от женщины, Бог вместе и Человек, чтобы возвысить это же самое естество, которое Он создал в Праотцах (Адаме и Еве); воспринимает же это естество от Девы, дабы соделать нового человека.
8. Потому что если бы Он происходил от семени, то тогда бы Он не был Новым Человеком, и будучи ветхой чеканки и наследником его недостатка, не мог бы восприять в Себя полноту чистого Божества и стать Источником неоскудеваемого освящения, так чтобы преизбытком силы не только смыть осквернение оных Прародителей, осквернение происшедшее от греха, но также довлеть и для освящения последующих людей. Потому - как для постоянного напоения города, и то какого-нибудь очень большого города, не довлела бы имеющаяся в водохранилище вода, но необходимо, чтобы город имел в себе источник воды (потому что таким образом он никогда не сдастся врагам, вынужденный жаждой), так не мог бы довлеть для постоянного освящения всем ни человек, ни святой Ангел, так чтобы освящать всех путем общения с ними в приобретенной ими благодати, но необходимо - чтобы тварь имела в самой себе источник, так чтобы приобщающиеся к нему и пиющие от него, пребывали неодолимыми со стороны внедрившихся в ней немощей и недостатков. Поэтому не Ангел, не человек, но Сам Господь пришел и спас нас, ради нас став как мы Человеком, пребывая неизменным Богом. Потому что строя Новый Иерусалим и уже возводя Себе храм из одушевленных камней, и собирая нас в священную и всемирную Церковь, Он утверждает в ее основании - которое есть Сам Христос (Еф.2:20) - приснотекущий Источник благодати. Потому что полная Жизнь и владычнее и присносущное, всемудрое и всемогущее Естество соединяется с естеством, которое по неразумию было введено в обман и по немощи поработилось лукавому: и, вследствие неимения в себе божественной жизни, лежало в адских глубинах, - соединяется, дабы присвоить ему мудрость и силу и свободу и непрекращающуюся жизнь.
9. И посмотрите на непосредственные знамения сего неизреченного соединения и пользы, которая проистекает от сего и на тех, которые - далеко. Звезда спутешествует Волхвам, останавливаясь, когда и они останавливались для отдыха; и когда они движутся, она вместе с ними проходит путь, а лучше сказать: она сама их влечет в путь и призывает, начиная поход и предводительствуя им: когда они движутся, представляет себя в путеводительство, а во время, когда они дают передышку телу, и она уступает им и сама остается на месте, чтобы, если бы оставила их, не огорчить своим отсутствием от представления, что она оставила свое путеводительство их незаконченным; потому что, действительно, она не мало огорчила их, скрывшись от них, когда они пришли в Иерусалим. Почему же она скрылась, когда они пришли туда? - Дабы избавить от подозрения, по причине расспросов, глашатаев родившегося по плоти в то время Христа. Если же они и настаивали узнать от иудеев: где, по священным предречениям, рождается Христос? - однако в это время им опять явилась божественная звезда, научая нас этим уже больше не от иудеев искать сущее в законе и у пророков, но - стремиться к небесному учению, пришедшему с небес, чтобы нам не лишиться вышней благодати и светолития. Когда же они вышли оттуда (из Иерусалима), снова явившись, она обрадовала их и повела их, идя перед ними, "дондеже пришедши ста верху, идеже бе Отроча" (Мф.2:9), конечно, вместе с ними поклоняясь Земному и вместе Небесному Младенцу. И она, поистине, их первых привела, как рождественский дар родившемуся на земле Богу; и по причине их ассирийский народ, согласно словам Исаии: "И будет в оны дни первый народ Богу Ассириане, и после сих Египтяне и третий - Исраиль" (Ис.19:1,23,24), - что, как вы видите, ныне сбывается: потому что поклонение от Волхвов сразу же сменилось на Его бегство в Египет; благодаря чему Он освободил египтян от идолов (Ис.19:1), а после возвращения оттуда, Он избрал достойный для Своего удела народ Божий из среды Израиля. И, вот, это ясно предвозвестил Исаия; сами же Волхвы пали ниц, принося золото и ливан и смирну Тому, Кто Своею смертью, - символ чего была смирна, - даровал нам божественную жизнь, - образом чего был ливан, - и даровал нам божественное озарение и царство, что изображало собою золото, приносимое Начальнику присносущной славы. По причине Родившегося сегодня и пастыри вместе с Ангелами составляют общий хор и тот же воспевает похвальный гимн и общую начинают песнь; не потому, что бы Ангелы взяли в руки пастырские свирели, но потому что пастыри были озарены светом Ангелов и оказались в среде небесного воинства и научаются от Ангелов небесному гимну, лучше же сказать: вместе небесному и земному. Потому что они вещают: "Слава в вышних Богу и на земле мир" (Лк.2:14). Потому что Обитающий в вышних и Держащий небесные высоты, ныне землю имеет Своим престолом, и славится на ней и в равной мере, как там (на небе) славится Святыми и Ангелами Его [18].
10. Но что за причина общего сего Ангелов и людей славословия и что это за многохвалебная и до такой степени радостная для пастырей и всех людей благая весть? "Се бо", говорит Ангел пастырям, "благовествую вам радость велию, яже будет всем людем" (Лк.2:10). Итак, что это и какая эта всемирная радость, возвещаемая евангельским гимном, говорящим: "Мир, в человецех благоволение", - выслушай до конца, и узнаешь. - Ибо Бог, Который разгневался на человеческий род и подвергший его страшным проклятиям, ныне пришел во плоти, имея Свой мир даровать им и примирить их с Высочайшим Отцем. Потому что Ангел возвещает пастырям: "Родился не нам, Ангелам, хотя ныне на земле Он бывает видим, Кого на небесах мы воспеваем, но вам, людям, т.е. - ради вас, а также и в вашем естестве родился Спаситель, Христос Господь, в городе Давидовом". - Что же желает присущее миру благоволение Божие? - Присущее миру, потому что: "мир", говорит Ангел, "благоволение в человецех". Случалось когда и раньше Он являл примеры мира к людям: потому что и Моисею Бог "глагола, якоже аще бы кто возглаголал к своему другу" (Исх.33:11); и Давида Он нашел по Своему сердцу (Деян.13:22); и самому всему Иудейскому народу Он явил знамения мира, снисшед ради них на гору (Синайскую) и говорив к ним из среды огня и мрака, но - не в благоволении: потому что благоволение - угодная сама по себе и предшествующая и совершенная воля Божия. Итак, предшествующая и совершенная воля Божия в отношении к неким людям или одного из народов не заключается в (оказанном им) благодеянии, и оно не было "совершенным"; посему, как "сыновьями" Бог называл многих, Единый же есть Тот, "в Котором Его благоволение" (Мф.3:17); так и многократно Он даровал людям Свой мир; единый же есть оный мир, который заключает в себе также и Его благоволение, мир, который, благодаря Воплощению Господа нашего Иисуса Христа, дается как совершенный и неизменный всякому народу и всем желающим.
11. Такой, братие, мир сохраним в нашей среде, насколько это - в наших силах: потому что его мы восприяли как наследие от родившегося ныне Спасителя нашего и Дарователя нам духа усыновления, благодаря чему мы, воистину, стали наследниками Богу, сонаследниками же Христу (Рим.8:17). Будем в мире с Богом: делая угодное Ему, целомудрствуя, истинствуя, делая правду, "в молитвах и молениях терпяще" (Деян.1:14), "воспевающе и поюще в сердцах наших" (Еф.5:19), а не только губами. Будем в мире с самими собою: покоряя плоть духу и избирая образ жизни по совести и имея внутренний в нас порядок [19] мыслей благоустроенным и благоговейным; потому что таким образом мы погасим сущий в нас самих и подлинно междоусобный (внутренний) раздор. Будем в мире и друг с другом: "приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам" (Кол.3:13); и проявляя милосердие друг ко другу, вытекающее из взаимной любви, как и Христос, только по любви к нам, помиловал нас и ради нас сошел до нас; потому что таким образом, Его помощью и благодатью вызванные от греховного падения и поднявшись высоко путем добродетелей, "будем иметь жительство на небесах" (Фил.3:20), на основании чего мы с надеждой ожидаем освобождения от тления (Рим.8:21) и наслаждения небесными и вечными благами, как чада Небесного Отца, что да будет всем нам получить в будущем во славе Пришествия и явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава во веки. Аминь.
Примечания: Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 3. - М.: Паломник,
1993 // Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Перевел с Греческого языка
Архимандрит Амвросий (Погодин). - Издание Братства преп. Иова Почаевского.
Монреаль, 1984, сс. 179-188.
1. В издании 1861 г. числится за №58.
стр.224-234.
2. Ориг.: "тис эн тоито динамэос".
3.
"восприятие" т.е. человеческое существо, которое воспринял Богочеловек.
4. Рус. пер.: "Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой, елеем радости более
соучастников Твоих".
5. Т.е. Псалмопевец Давид.
6.
Т.е. людей.
7. Т.е. к гордому желанию сравниться с Богом.
8. Хотя слово относится к людям, но в оригинале написано с заглавной
буквой.
9. Ориг.: "стаскивает вниз".
10. В ориг.
множест. число.
11. Ориг.: "единочестен", т.е. неизменен в Своем
достоинстве.
12. См. предыдущее примечание. Т.е. Бог делает,
чтобы естество наше пребывало верным своей первоначальной чести, ущербленной
вследствие грехопадения.
13. "Божественное истощание" -
богословский термин, см. выше в 1-й Беседе на Введение во храм Божией Матери,
примечание к отд. 4.
14. Ориг. "тин антропинин эсхатиан",
крайность.
15. Ориг.: "уплотняющий".
16. Вероятно
имеется в виду, что Богочеловек восприял смертное тело, подверженное немощам
вследствие грехопадения людей.
17. Имеется в виду Римский
Император Август, по велению которого была перепись населения Империи. Лк.2:1.
18. Относительно даров Волхвов родившемуся Спасителю существует
ряд толкований, среди которых особое место занимает толкование Св. Григория
Паламы. Бл. Августин и Св. Григорий Двоеслов видят в приношении Волхвов
признание Христа: Царем - почему приносится золото, Богом - почему приносится
ладан. Человеком, имеющим подъять смерть - почему приносится смирна, служащая
для помазывания мертвецов. Св. Иоанн Златоуста видит в их дарах еще и следующее:
они принесли Хрясту свою науку, послушание и любовь. Св. Григорий Двоеслов еще
говорит, что эти дары также символизировали: мудрость (золото), силу молитвы
(ладан) и умерщвление тела в подвижничестве (смирна). См. толкования также у Св.
Григория Богослова. Св. Василия Вел. и Бл. Фотия.
19. Также:
"внутренний мир".
Copyright © 2001-2004, Pagez,
webmaster(a)pagez.ru |