Начало: Святоотеческое наследие |
«Церковь почтила Св. Григория тем высоким именем, которым она почтила одного высокого между апостолами и евангелистами Иоанна. И это не напрасно. После первого Богослова Св. Григорий первый постигал столько высокими и вместе точными помыслами глубины Божества, сколько постигать их можно человеку при свете откровения; особенно же вся мысль его, как и мысль первого Богослова, обращена была к предвечному Слову», — пишет известный русский патролог архиепископ Филарет (Гумилевский).
Родился Святитель Григорий (ок. 330–ок. 390) в имении Арианз близ каппадокийского города Назианза в христианской семье. Отец его в 329 г. был посвящен в сан епископа. Св. Григорий получил прекрасное христианское воспитание. Свое образование он окончил в Афинах, где сблизился с Василием Великим. Подвижник и поэт в душе, Св. Григорий жаждал уединения и молитвенной жизни. Но этим мечтам не суждено было сбыться. По возвращении в Назианз он против воли был посвящен отцом в сан пресвитера, а в 372 г. Св. Василий Великий посвятил его во епископа г. Сасимы. Собор антиохийских епископов по смерти императора Валента послал его в Константинополь, чтобы Св. Григорий возглавил в столице малую горстку православных христиан в арианском окружении. Здесь в небольшом домовой церкви Воскресения он прочитал пять Слов о Богословии, в которых изложил церковное учение о Пресвятой Троице. Его проповедь, начавшаяся в 379 г. была столь успешной, что к моменту II Вселенского Собора (381) ариане были в меньшинстве. Св. Григорий, признанный императором Феодосием архиепископом Константинопольским, стал одним из организаторов Второго Вселенского Собор 381 г., который явился торжеством Никейской Веры.
Святителю Григорию Богослову
принадлежат 45 слов, 243 письма, а также
поэтические произведения. Впервые полный
перевод этих творений на русский язык был
издан Московской Духовной академией в
1843–48 гг. (в 6 тт.). Творения Святителя
Григория замечательны по Богословской
глубине и художественной красоте языка.
Поэтому некоторые из них стали частью
церковного Богослужения. Так, например,
первая стихира на Господи воззвах в
Неделю Пятидесятницы заимствована из 41
Слова Св. Григория Богослова, в пасхальных
стихирах используются выражения из его 1
Слова на Пасху, а 45 Слово (второе на Пасху)
легло в основу Канона Пасхи Преподобного
Иоанна Дамаскина. По Уставу это Слово
должно читаться на ночной пасхальной
службе перед четвертой песнью канона, как
Огласительное слово Святителя Иоанна
Златоуста читается после канона.
Copyright © 2001-2005, Pagez,
webmaster(a)pagez.ru |