Начало: Святоотеческое наследие |
1
Увы мне! Спешу к небу, к Божией обители; но меня держит эта
плоть: нет мне выхода из многоскитальческой жизни, из ненавистного греха,
который привязал меня к дольнему, отвсюду оглушая внезапными заботами,
поядающими красоту и дарования души. Но Ты, Царь, разреши, разреши меня от
земных уз и вчини в небесное ликостояние!
2
Матерь моя, для чего ты родила меня, когда родила на труды? Для
чего извела в эту жизнь, усеянную терниями? Если сама ты жила беспечально, как
бесплотная; то это - великое чудо. А если и ты страдала; то не из любви ко мне
родила меня. Всякий идет своею стезею жизни: иной - земледелец, а другой -
мореплаватель; иной - какой-нибудь зверолов, а другой вооружил руку копьем; иной
- искусный певец, другой - победитель на поприще. Но мой жребий - Бог; мой удел
- терпеть множество скорбей, изнемогать здесь от мучительной болезни. Терзай,
терзай меня, злодей, до времени! Скоро с радостию оставлю тебя, а с тобою и все
тяжкие бедствия.
Матерь моя, для чего ты родила меня, когда не могу ни мыслию постигнуть, ни изречь Бога, сколько желаю? Осияло, правда, очи ума моего малое какое-то озарение пренебесной, равносветлой Троицы; но большая часть (к скорби моей) ускользнула от меня, пролетев быстро, как молния, прежде нежели насытился я светом. А если бы здесь мог я постигнуть Тебя, возлюбленная Троица; то не стал бы жаловаться на родившую меня утробу матери: это значило бы, что я родился в добрый час. Но спаси, спаси меня, Божие Слово; и извлекши из горькой тины, веди в иную жизнь, где чистый ум, не покрываемый более примрачным облаком, ликует пред Тобою, о Пресветлый!
3
О, я несчастный! Что будет со мною? Могу ли как избежать
пороков, укрыв жизнь в глубинах или в облаках? Говорят, что есть страна, где нет
ни зверей, ни болезней; о, если бы нашлось где место, свободное от греха, чтобы
мне туда убежать! На сушу укрылся иной от тревожного моря, другой спасся под
щитом от копья и под крышею дома -от хладного снега. А грех всесторонен -
обширное и неизбежное царство. Илия на огненной колеснице взошел на небо. Моисей
избежал некогда определения детоубийцы-мучителя. Невинный Иона спасся от
безвестной смерти в китовом чреве. Даниил избавлен от зверей, а отроки - от
пламени. Но мне как избыть от греха? Ты спаси меня, Царь мой Христос!
4
Увы мне, Христос мой! опять пришел ко мне змий. Увы мне! пришел
ко мне, весьма устрашенному. Увы мне! я вкусил с этого древа познания. Увы мне!
зависть уверила меня, что мне завидуют. Богом не стал я - и изринут из места
наслаждения. Угаси несколько, о меч, палящий твой пламень и опять приими меня
под сень райских дерев, как разбойника, который взошел туда со Христом с
крестного древа!
5
Увы! тесно мне в этом мире; знаю, что большая часть жизни
протекла, и от меня пахнет уже мертвецом; а пороки мои не хотят истребляться
вместе с летами жизни. Или продли время мое, Дыхание человеков, или избавь меня
от зол! Это -дело Твоей благости. А если не угодно сие Тебе; то уже я мертв.
Чего же еще больше? Разве ждет меня милосердный огонь?
6
Увы! тесно мне и в жизни, и при конце жизни. Здесь грех, а там
наказание. Стою в средине, боясь огненной реки. Надеюсь больше на Тебя, Христос,
нежели на здешние подвиги. Если бы у меня была возможность, хотя несколько,
очиститься; это было бы всего лучше. Но если непрестанно умножается во мне зло;
то пора разрешиться, пока не постигла меня худшая участь.
7
Какое это принуждение! Вступил я в жизнь? - прекрасно! Но для
чего же обуреваюсь треволнениями жизни? Скажу слово: оно смело, однако же скажу
его. Если бы не твой был я, Христе, мне стало бы это обидой. Мы родимся на свет,
утомляемся, насыщаемся, спим, бодрствуем, ходим и бываем больны и здоровы; есть
у нас и удовольствия, и труды. Но временами года и солнцем наслаждается и все,
что есть на земле. А умирают и согнивают телом и скоты, которые, правда,
презренны, но не подлежат и ответственности. В чем же мое преимущество? Ни в
чем, кроме Бога; и если бы не Твой был я, Христе, мне стало бы это обидой.
8
Обманулся я, Христе мой, и, чрез меру понадеявшись на Тебя,
занесся высоко - и очень глубоко ниспал. Но опять подними меня вверх; ибо
сознаю, что сам себя ввел я в обман. А если опять превознесусь; то пусть опять
паду, и падение мое да будет сокрушительно! Если Ты меня приимешь, я спасен; а
если нет, то я погиб. Но ужели для меня одного исчерпана Твоя благость?
Святитель Григорий Богослов. Таинственные песнопения - М. 2000
[OCR: 18.02.2002]
Copyright © 2001-2004, Pagez,
webmaster(a)pagez.ru |